+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мнемотехника в музыкально – познавательном развитии дошкольников

Автор: Рыжкова Елена Анатольевна

МНЕМОТЕХИКА В МУЗЫКАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

СЛАЙД -1

 

 

 

 

 

Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на ребенка. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для детей.

 

Однако практика показывает, что радость угасает, как только детям предлагают  новый материал: дети очень любят петь, НО не любят запоминать текст песен. Заучивая его, они быстро устают, теряя интерес к новому песенному материалу.

 

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности  детей на музыкальных занятиях. 

Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на музыкальных инструментах, играют в оркестре, НО чаще всего, без участия музыкального руководителя- оркестр не звучит

 

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

НО не все дошкольники способны воспринимать классические произведения. Объем Чисто Слухового восприятия классических произведений -  30 секунд.  После 30 секунд внимание детей рассеивается .(в пд.гр 40 сек)

 

Проанализировав вышесказанное, задумываешься: 

 

1.Как увеличить объем внимания детей?

2.Как повысить уровень произвольной памяти?

3.Активизировать речь?

4.Вызвать интерес у детей к заучиванию нового материала,

5.Как повысить интерес к восприятию классических произведений?

Ответы я нашла в методике мнемотехника.

СЛАЙД -2

 

 

 

 

 

 

Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Цели обучения мнемотехники: развитие общих музыкальных способностей дошкольников посредством мнемотехники

 

Задачи мнемотехники:

-осваивать методы и приемы запоминания, их осознанное применение

-формирование ассоциативного мышления

-развитие зрительной, слуховой памяти, внимания, воображения

 

Основные приемы мнемотехники основаны на:

ассоциациях,  логическом мышлении,  наблюдательности.

 

Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

СЛАЙД -3

 

 

 

 

 

 

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами –отдельная карточка с понятным изображением, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

 

Мнемодорожки – это ряд   картинок, по которым ребенок воспроизводит текстовую информацию.

 

Мнемотаблицы-  схема в которую заложен полный текст.

 

Первоначально таблицы составляет муз. руководитель, потом

к этому процессу можно подключить и детей.  Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

 

 

 

 

СЛАЙД -4

 

 

 

 

 

Этапы работы с мнемотехникой включает:

1.     Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2.     Осуществляется перекодирование информации, т.е  из абстрактных символов в образы

3.     После перекодирования осуществляется перессказ с опорой на символы (образы).т.е. происходит обработка метода «запоминания»

4.     Таблица воспроизводится ребенком

СЛАЙД -5

 

 

 

 

 

 

Графическая зарисовка:

Цвет: предметов в мнемотаблицах может быть различным, в зависимости от возраста детей. Младшие дошкольники- цветное изображение, старшие черно-белое

Кол-во клеток: в мнемодорожках и в мнемотаблицах зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших - от 4 до 9 клеток; для старших –от 9 до 16 клеток

Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям; отображать обобщенный образ предмета,  который оговорен с детьми

Прием наглядного моделирования может быть использовано в следующих видах музыкальной деятельности:

Применение мнемотехники:

-Восприятие – слушание

-Пение ( вкл. речевые упражнения, распевание)

-Игра на ДМИ ( вкл. ритмические упражнения)

 

Включать в занятия методы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребенком накоплен основной словарный запас.

 

1

                                                 Речевые упражнения

 

СЛАЙД -6

 

 

 

 

 

Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.

 

Речевые упражненияявляются развивающими и способствуют формированию основных психических функцийвосприятию, вниманию, памяти, мышлению, эмоциональности, воображению.

 

Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются 

речевые навыки: дикция, артикуляция, речевое интонирование

 выразительность речи, развивается словарный запас

 

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами, что помогает выявить слоговую структуру слова.

СЛАЙД – 7

 

 

 

 

 

 

 

ü Этапы использования мнемотехники в речевых упражнениях:

 

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из образов  в слова

- После перекодирования происходит отработка метода запоминания.

 

СЛАЙД –8

 

 

 

 

 

Послушай-Повтори!!

«Елочка» -

Перед нами елочка

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки

Звезды, человечки

СЛАЙД –9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание -1: 

 

1 участник  СХЕМАТИЧНО ЗАПОЛНЯЕТ ТАБЛИЦУ

 

ИНТЕРАКТИВ С ЗАЛОМ:

 

Вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата и добиться их свободной подвижности  необходимо включать в занятия   артикуляционные  упражнения и гимнастику

«Кто хочет покататься?»

 Готовим машину к путешествию:

а) Проверяем фары  - (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Сильно зажмурить оба глаза, затем  расслабить все мышцы лица).

б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем – по нижним – это задние стекла; глаза при этом активно перемещаются в соответствии с направлением движения языка).

в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева).

г) Смотрим, все ли положили в багажник, открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз, «страшная маска»).

СЛАЙД – 10

 

 

 

 

 

 

Задание -2:

·        Произнести по схеме  сопровождая звучащими жестами:

щлеп+ хлоп

 

·        Произнести с зажатыми зубами

 

 

 

 

Распевание -Пение:

2

СЛАЙД – 11

 

 

 

 

 

На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и  закрепления песенного материала, мнемотехника обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

ü Этапы использования мнемотехники при разучивании песенного материала:

-прослушивание нового песенного материала;

-беседа о характере и содержании ;

-рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки;

-разучивание по фразам при помощи соответствующих мнемоквадратов (карточка – изображение закодированной информацией);

-исполнение при помощи мнемотаблицы;

-исполнение  без мнемотаблицы

СЛАЙД –12

 

 

 

 

 

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ: очень нравится детям, так как проходит в игровой форме: наглядно и понятно. Но при  этом, сохраняем  образовательную, обучающую функцию. 

 

Песня  «Как кричит крокодил?» муз. А.Пенегина; сл.А.Усачева

·        Глядя на картинки  показать как кричит :

петушок, тигр, утенок,  А крокодил?

 

СЛАЙД – 13-

 

 

 

 

 

 

1.Слушание.

2.Обсуждение: характер, главный герой песни, как кричал, почему?

3.Попробовать проговорить сразу весь текст

4.Исполнение по таблице

СЛАЙД –14- 15- 16- 17- 18- 19 -20

14- 15- 16- 17- 18- 19

 

СЛАЙД – 21

 

 

 

 

 

 

 

Скачать публикацию