Мнемотехника в музыкально – познавательном развитии дошкольников
Автор: Рыжкова Елена Анатольевна
МНЕМОТЕХИКА В МУЗЫКАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СЛАЙД -1
|
Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на ребенка. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для детей.
Однако практика показывает, что радость угасает, как только детям предлагают новый материал: дети очень любят петь, НО не любят запоминать текст песен. Заучивая его, они быстро устают, теряя интерес к новому песенному материалу.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях.
Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на музыкальных инструментах, играют в оркестре, НО чаще всего, без участия музыкального руководителя- оркестр не звучит
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.
НО не все дошкольники способны воспринимать классические произведения. Объем Чисто Слухового восприятия классических произведений - 30 секунд. После 30 секунд внимание детей рассеивается .(в пд.гр 40 сек)
Проанализировав вышесказанное, задумываешься:
1.Как увеличить объем внимания детей?
2.Как повысить уровень произвольной памяти?
3.Активизировать речь?
4.Вызвать интерес у детей к заучиванию нового материала,
5.Как повысить интерес к восприятию классических произведений?
Ответы я нашла в методике мнемотехника.
СЛАЙД -2
|
Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цели обучения мнемотехники: развитие общих музыкальных способностей дошкольников посредством мнемотехники
Задачи мнемотехники:
-осваивать методы и приемы запоминания, их осознанное применение
-формирование ассоциативного мышления
-развитие зрительной, слуховой памяти, внимания, воображения
Основные приемы мнемотехники основаны на:
ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
СЛАЙД -3
|
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами –отдельная карточка с понятным изображением, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожки – это ряд картинок, по которым ребенок воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы- схема в которую заложен полный текст.
Первоначально таблицы составляет муз. руководитель, потом
к этому процессу можно подключить и детей. Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
СЛАЙД -4
|
Этапы работы с мнемотехникой включает:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Осуществляется перекодирование информации, т.е из абстрактных символов в образы
3. После перекодирования осуществляется перессказ с опорой на символы (образы).т.е. происходит обработка метода «запоминания»
4. Таблица воспроизводится ребенком
СЛАЙД -5
|
Графическая зарисовка:
Цвет: предметов в мнемотаблицах может быть различным, в зависимости от возраста детей. Младшие дошкольники- цветное изображение, старшие черно-белое
Кол-во клеток: в мнемодорожках и в мнемотаблицах зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших - от 4 до 9 клеток; для старших –от 9 до 16 клеток
Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям; отображать обобщенный образ предмета, который оговорен с детьми
Прием наглядного моделирования может быть использовано в следующих видах музыкальной деятельности:
Применение мнемотехники:
-Восприятие – слушание
-Пение ( вкл. речевые упражнения, распевание)
-Игра на ДМИ ( вкл. ритмические упражнения)
Включать в занятия методы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребенком накоплен основной словарный запас.
1 |
Речевые упражнения
СЛАЙД -6
|
Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.
Речевые упражнения –являются развивающими и способствуют формированию основных психических функций: восприятию, вниманию, памяти, мышлению, эмоциональности, воображению.
Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются
речевые навыки: дикция, артикуляция, речевое интонирование
выразительность речи, развивается словарный запас
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами, что помогает выявить слоговую структуру слова.
СЛАЙД – 7
|
ü Этапы использования мнемотехники в речевых упражнениях:
-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из образов в слова
- После перекодирования происходит отработка метода запоминания.
СЛАЙД –8
|
Послушай-Повтори!!
«Елочка» - Перед нами елочка Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки Звезды, человечки |
СЛАЙД –9
|
Задание -1:
1 участник СХЕМАТИЧНО ЗАПОЛНЯЕТ ТАБЛИЦУ
ИНТЕРАКТИВ С ЗАЛОМ:
Вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата и добиться их свободной подвижности необходимо включать в занятия артикуляционные упражнения и гимнастику
«Кто хочет покататься?»
Готовим машину к путешествию:
а) Проверяем фары - (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Сильно зажмурить оба глаза, затем расслабить все мышцы лица).
б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем – по нижним – это задние стекла; глаза при этом активно перемещаются в соответствии с направлением движения языка).
в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева).
г) Смотрим, все ли положили в багажник, открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз, «страшная маска»).
СЛАЙД – 10
|
Задание -2:
· Произнести по схеме сопровождая звучащими жестами:
щлеп+ хлоп
· Произнести с зажатыми зубами
Распевание -Пение:
2 |
СЛАЙД – 11
|
На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и закрепления песенного материала, мнемотехника обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
ü Этапы использования мнемотехники при разучивании песенного материала:
-прослушивание нового песенного материала;
-беседа о характере и содержании ;
-рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки;
-разучивание по фразам при помощи соответствующих мнемоквадратов (карточка – изображение закодированной информацией);
-исполнение при помощи мнемотаблицы;
-исполнение без мнемотаблицы
СЛАЙД –12
|
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ: очень нравится детям, так как проходит в игровой форме: наглядно и понятно. Но при этом, сохраняем образовательную, обучающую функцию.
Песня «Как кричит крокодил?» муз. А.Пенегина; сл.А.Усачева
· Глядя на картинки показать как кричит :
петушок, тигр, утенок, А крокодил?
СЛАЙД – 13-
|
1.Слушание.
2.Обсуждение: характер, главный герой песни, как кричал, почему?
3.Попробовать проговорить сразу весь текст
4.Исполнение по таблице
СЛАЙД –14- 15- 16- 17- 18- 19 -20 14- 15- 16- 17- 18- 19
|
СЛАЙД – 21
|