+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Активизация познавательной деятельности школьников на уроках биологии средствами мультимедиа технологий

Автор: Костицына Татьяна Анатольевна

 

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Широкие возможности для этого предоставляют современные мультимедиа технологии, которые позволяют:

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Однако целостная электронно-образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создан.

Это свидетельствует об особом внимании к проблеме использования информационно коммуникативной технологии, с целью повышения знаний познавательной деятельности школьников. 

Обучающие и контролирующие мультимедийные презентации (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самостоятельно, особенно ценны, так как:

- они представляют собой правильное в методическом отношении изложение нового материала;

- соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом;

- дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает следующее:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

- усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

 Для разработки коллекции мультимедийных презентаций была выбрана программа Microsoft PowerPoint, позволяющей непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с различными мультимедийными эффектами.

Проектирование мультимедийных презентаций началось с составления календарно-тематического плана изучения темы (использование средств ИКТ оптимально распределено по всем урокам).

 При этом учитывалось:

- содержание изучаемого материала;

- основная педагогическая технология;

- наличие в ОУ компьютерных средств, программных средств, аудио- и видеосредств;

- психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребенка;

- необходимость чередования различных типов используемых компьютерных средств и др.

Рассмотрим возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока (таблица 5)

Таблица 5.

 

Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока

 

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

Организационный

Демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

Доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

Проверка домашнего задания

Демонстрация правильного решения для заданий вызыва-ющих затруднения (могут быть подго-товлены учащимися), вопросы для провер-ки знаний, тестовый опрос по теории

Выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

Устранении  типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

Формирование ди-дактической цели вместе с учащимися; исполь-зование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

Формирование новых понятий и способов действий

Основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

Демонстрация нового учебного материала

Применение различных способов активизации мыслительной деятель-ности учащихся, вклю-чение их в поисковую работу, в само-организацию обучения

Контроль и учет знаний

Задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля

Использование различ-ных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных момен-тов и недостатков

Мультимедийные технологии были использованы:

- для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса;

 - как сопровождение объяснения учителя;

- как информационно-обучающее пособие;

- как интерактивная лаборатория;

- для контроля знаний;

- для снятия напряжения, релаксации;

- для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия;

- для проведения тренинга;

- для сопровождения интерактивных игр;

- для индивидуального дистанционного обучения.

Для плана конкретного урока с использованием мультимедийной презентации:

- составлена временная структура урока, намечены задачи и необходимые этапы для их достижения;

- из резервов компьютерного обеспечения отобраны наиболее эффективные средства, рассматривает целесообразность их применения в сравнении с традиционными;

- отобранные материалы оценены во времени; просмотрены и прохронометрированы материалы, учтен интерактивный характер материала; запланирован резерв времени;

- из найденных материалов (файлов) собрана презентационная программа по разработанному сценарию.

По рассмотренной методике создана мультимедийная коллекция по темам учебника (Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. – М.: Дрофа, 2019. – 144 с. ).

В таблице 6 представлены основные объекты визуализации в мультимедиа презентациях по каждой теме.

 

Объекты визуализации в мультимедиа презентациях по темам учебника Пасечника В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»

 

Тема

Объект визуализации

«Что изучает биология»

Определение основных понятий (текст)

«Методы исследования в биологии»

Оборудование для исследований (фото)

«Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»

Классификация живых организмов (схема)

«Среды обитания организмов»

Характеристики сред обитания (таблица)

«Экологические факторы и их влияние на живые организмы»

Примеры экологических факторов (рисунки)

«Устройство увеличительных приборов»

Устройство увеличительных приборов (фото)

«Знакомство со строением клетки»

Строение клетки (рисунок)

«Химические элементы клетки»

Содержание химических элементов (диаграмма)

«Жизнедеятельность клетки, её деление и рост»

Процессы жизнедеятельности клетки (рисунки)

«Ткани»

Ткани растений (рисунки)

«Строение и жизнедеятельность бактерий»

Строение бактерий (рисунок)

«Роль бактерий в природе и жизни человека»

Примеры влияния бактерий (рисунки)

«Общая характеристика грибов»

Разнообразие грибов (фото)

«Шляпочные грибы»

Виды и строение шляпочных грибов (фото, рисунки)

«Плесневые грибы и дрожжи»

Виды и строение плесневых грибов (фото, рисунки)

«Грибы-паразиты»

Виды грибов-паразитов (фото)

«Разнообразие, распространение, значение растений»

Растения-рекордсмены (фото)

<