Активизация познавательной деятельности школьников на уроках биологии средствами мультимедиа технологий
Автор: Костицына Татьяна Анатольевна
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Широкие возможности для этого предоставляют современные мультимедиа технологии, которые позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Однако целостная электронно-образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создан.
Это свидетельствует об особом внимании к проблеме использования информационно коммуникативной технологии, с целью повышения знаний познавательной деятельности школьников.
Обучающие и контролирующие мультимедийные презентации (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самостоятельно, особенно ценны, так как:
- они представляют собой правильное в методическом отношении изложение нового материала;
- соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом;
- дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает следующее:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Для разработки коллекции мультимедийных презентаций была выбрана программа Microsoft PowerPoint, позволяющей непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с различными мультимедийными эффектами.
Проектирование мультимедийных презентаций началось с составления календарно-тематического плана изучения темы (использование средств ИКТ оптимально распределено по всем урокам).
При этом учитывалось:
- содержание изучаемого материала;
- основная педагогическая технология;
- наличие в ОУ компьютерных средств, программных средств, аудио- и видеосредств;
- психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребенка;
- необходимость чередования различных типов используемых компьютерных средств и др.
Рассмотрим возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока (таблица 5)
Таблица 5.
Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока
Этапы урока |
Содержание |
Цели |
Условия достижения положительных результатов |
Организационный |
Демонстрация темы и целей урока |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе |
Проверка домашнего задания |
Демонстрация правильного решения для заданий вызыва-ющих затруднения (могут быть подго-товлены учащимися), вопросы для провер-ки знаний, тестовый опрос по теории |
Выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; |
Устранении типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу |
Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий |
Формирование ди-дактической цели вместе с учащимися; исполь-зование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
Формирование новых понятий и способов действий |
Основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала |
Демонстрация нового учебного материала |
Применение различных способов активизации мыслительной деятель-ности учащихся, вклю-чение их в поисковую работу, в само-организацию обучения |
Контроль и учет знаний |
Задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний |
Организация контроля и самоконтроля |
Использование различ-ных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных момен-тов и недостатков |
Мультимедийные технологии были использованы:
- для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса;
- как сопровождение объяснения учителя;
- как информационно-обучающее пособие;
- как интерактивная лаборатория;
- для контроля знаний;
- для снятия напряжения, релаксации;
- для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия;
- для проведения тренинга;
- для сопровождения интерактивных игр;
- для индивидуального дистанционного обучения.
Для плана конкретного урока с использованием мультимедийной презентации:
- составлена временная структура урока, намечены задачи и необходимые этапы для их достижения;
- из резервов компьютерного обеспечения отобраны наиболее эффективные средства, рассматривает целесообразность их применения в сравнении с традиционными;
- отобранные материалы оценены во времени; просмотрены и прохронометрированы материалы, учтен интерактивный характер материала; запланирован резерв времени;
- из найденных материалов (файлов) собрана презентационная программа по разработанному сценарию.
По рассмотренной методике создана мультимедийная коллекция по темам учебника (Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. – М.: Дрофа, 2019. – 144 с. ).
В таблице 6 представлены основные объекты визуализации в мультимедиа презентациях по каждой теме.
Объекты визуализации в мультимедиа презентациях по темам учебника Пасечника В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»
Тема |
Объект визуализации |
«Что изучает биология» |
Определение основных понятий (текст) |
«Методы исследования в биологии» |
Оборудование для исследований (фото) |
«Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» |
Классификация живых организмов (схема) |
«Среды обитания организмов» |
Характеристики сред обитания (таблица) |
«Экологические факторы и их влияние на живые организмы» |
Примеры экологических факторов (рисунки) |
«Устройство увеличительных приборов» |
Устройство увеличительных приборов (фото) |
«Знакомство со строением клетки» |
Строение клетки (рисунок) |
«Химические элементы клетки» |
Содержание химических элементов (диаграмма) |
«Жизнедеятельность клетки, её деление и рост» |
Процессы жизнедеятельности клетки (рисунки) |
«Ткани» |
Ткани растений (рисунки) |
«Строение и жизнедеятельность бактерий» |
Строение бактерий (рисунок) |
«Роль бактерий в природе и жизни человека» |
Примеры влияния бактерий (рисунки) |
«Общая характеристика грибов» |
Разнообразие грибов (фото) |
«Шляпочные грибы» |
Виды и строение шляпочных грибов (фото, рисунки) |
«Плесневые грибы и дрожжи» |
Виды и строение плесневых грибов (фото, рисунки) |
«Грибы-паразиты» |
Виды грибов-паразитов (фото) |
«Разнообразие, распространение, значение растений» |
Растения-рекордсмены (фото) |
< |