Формирование коммуникативных компетенций у школьников
Автор: Потапова Наталья Ивановна
Потапова Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
Попова Вера Александровна,
учитель начальных классов
Формирование коммуникативных компетенций у школьников
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе. Здесь как нельзя кстати вспомнятся слова талантливого британского военачальника Уильяма Джозефа Слима: «Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству, немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Быть волевым, способным преодолевать препятствия на пути к цели; настойчивым, умеющим разумно рисковать.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г. Д.А. Медведев обратил внимание на «ценности, общественные идеалы и нравственные принципы», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века», на отечественную историю, без которой «мы не можем представить себе нашу страну». Политик назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА, личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Перед учителями поставили вполне определенную задачу: воспитать полноценную личность, любящую свой народ, свой край и свою Родину; уважающую и принимающую ценности семьи и общества; любознательную, активно и заинтересованно познающую мир; владеющую основами умения учиться, способную к организации собственной деятельности;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательную, умеющую слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющую правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
В связи с этим и была создана программа по внеурочной деятельности «Я – сам», которая направлена на создание условий для формирования активной жизненной позиции воспитанников. Программа способна обеспечить получение каждым ребенком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, объединить школьников разных возрастов, сформировать в каждом ребенке необходимость в друге, научить ценить дружбу.
Данная комплексная программа ориентирует детей на ценности профессионализма, творчества, социальной активности, предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Программа представляет собой, на наш взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств школьников.
Задачи были определены следующим образом:
Ø Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
Ø Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
Ø Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
Ø Обучение школьников умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
Ø Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
Ø Развитие культурного, коммуникативного потенциала в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
Ø Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
Ø Умение взаимодействовать в группе разных возрастов
Важным аспектом программы является «смешивание» детей разных возрастов: подростков и детей младшего школьного возраста. Для осуществления тесного взаимодействия подростков необходимо проводить различные мероприятия с использованием различных методик:
- групповое обучение с широким использованием принципов системы социального гражданского воспитания.
- игровые методики: социально – психологические, ролевые, деловые игры, психологические тренинги.
- дискуссии по конкретным жизненным ситуациям.
- «общий круг» - обсуждение каких-либо проблем, ситуаций с обязательным высказыванием каждого участника по кругу.
- обратная связь с учащимися – рефлексия, анкетирование.
В программу включены образовательные компоненты. В разновозрастной группе активное взаимодействие, когда есть общая цель – повысить уровень образованности. Так созданы пары «учитель» - «ученик», где «учителем» является обучающийся среднего звена, а роль «ученика» играет ученик начальных классов. В результате решения общей проблемы повышается уровень образованности по разным предметам.
Для реализации поставленных задач были привлечены не только учащиеся разных классов, их классные руководители и родители, но и психолог и социальный педагог школы. Дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, научились откликаться на проблемы друг друга и предлагать помощь в их решении.
Формирование у учащихся желания и стремления работать над собой, добиваться успеха. Лишь выполняя определенную роль в коллективе, в совместной деятельности с другими ребятами, ребенок может оценить себя как личность. Умение работать сообща, слушать друг друга, помогать друг другу – качества, которые способствовали созданию единой команды (отряда), объединенного общей социально-значимой деятельностью. Приобретение учащимися чувства уверенности в себе; развитие у детей качеств, необходимых для деятельности в сфере человек-человек. Дети получили практические знания по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и организаторским технологиям. Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.