+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Автор: Баталова Наталья Сергеевна

 

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Фонематический слух у ребёнка начинает формироваться очень рано.  Термин фонематический слух (речевой слух) обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающий понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Умение фонетически четко строить свою речь формируется у детей еще в раннем возрасте в семье и дошкольных учреждениях. Именно оно становится основой для дальнейшего развития и становления личности.

Реакции на звуковые раздражения отмечаются у новорожденного ребёнка очень рано со второй недели жизни. Услышав звук человеческого голоса, ребёнок, перестаёт сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. С 6  месяцев ребёнок путём подражания поизносит отдельные фонемы (звук), слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка  - миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи.

К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребёнка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твёрдые, сонорные ( м, м’,  н, н’, р, р’,  л, л’, j),  шипящие и свистящие.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. Дети с нарушением фонематического слуха часто искажают те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители говорят: «Он может произнести звук, но он не хочет правильно говорить!». Такое утверждение не верно причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить не правильно, а в недостатках фонематического восприятия.     

К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки речи, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Таким образом, слух и фонематическое восприятие является непременным условием формирования речи. Всякое нарушения слуха  отрицательно влияет и на развитие речи и на успешное становление письма и чтения.

   

Игры  для  развития  слухового  внимания

     Цель  всех  этих  игр – развить у  детей  слуховое  внимание  к  звуковой  стороне    речи,   научить  ребёнка  слушать  и  слышать,   узнавать  отдельные звуки в разных речевых  отрезках  (словах фразах)  правильно  их  вычленять,  точно  воспроизводить звуки  речи  и  слова.

    Игры и упражнения могут быть использованы на занятии  целиком при закреплении всего пройденного материала и по частям при закреплении раздела или  в свободное  время.

 

 

Отгадай, что звучит

Оборудование: ширма,  различные  игрушки и  предметы,  которыми  можно   производить  характерные звуки:  колокольчик,  бубен, барабан, бумага, дудка, погремушка, т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном,  шуршит бумагой, играет на дудке, затем предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

Солнце или дождик

Оборудование: бубен, металлофон. Можно заменить другими звучащими предметами и игрушками.

Ход. Взрослый говорит ребёнку, что они пойдут на прогулку. Погода хорошая светит солнышко. Объясняет ребёнку, что тот должен внимательно слушать игру на музыкальных инструментах и в соответствии со звуками «гулять» или «прятаться».

Солнце светит веселей,                       Игра  на  бубне.

Выходи гулять скорей.

         

Дождик, дождик всё сильней             Игра  на металлофоне.

Прячьтесь в домики быстрей.   

 

Угадай, что делать

Оборудование: два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое  и  тихое  звучание  бубна  рекомендуется  не  более  четырёх  раз.

 

Игры  для  развития  фонематического  слуха

Запомни  и  повтори

Ход. Дети встают полукругом, воспитатель говорит: «Сегодня у нас в гостях весёлые клоуны Бим  и Бом. Они любят играть на музыкальных инструментах. Бом играет на барабане: бам – бам – бам, бам – бом – бум, а Бим играет на бубне бим – бим – бим, би – бё – би  и т. д. ». Возможны другие варианты и персонажи для игры.  

Путешествие «В поиске слов»   

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход. Взрослый предлагает ребёнку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на поиск слов. На прогулке ребёнок находит предметы и чётко называет их (качели, стул, шкаф и т. д.). Взрослый следит, чтобы он правильно и отчётливо произносил слова.

 

Подскажи  словечко

Ход. Взрослый предлагает ребёнку послушать интересные загадки – складки: «Я не буду договаривать одно слово, а ты догадайся какое».

Наша Таня громко плачет: уронила в речку … (мячик)

Уронили мишку на  пол. Оторвали  мишке …    (лапу)

Зайку бросила хозяйка – под дождём остался … (зайка)

Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку … (гладко)

 

Найди и назови нужное слово

Ход. Воспитатель предлагает в ниже приведённых фразах, двух – и четверостишьях выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. Например, выделите и назовите слова, в которых есть звук  с.

      Оса  укусила  Машу.                                         Соня  погляди  в  окно.

      По дороге едет автобус.                                    Сколько снегу нанесло!

      Днём  совы  спят.                                               И в лесу, и в саду,

      Саня   пил   квас.                                                Сосны, ели – всё в снегу.

Выделить и назвать слова, в которых есть звук  ш.

      У  Шуры  новая  шуба.                                       Да здравствует мыло душистое,

      Кошка ловит мышей.                                     И полотенце  пушистое,

      Наташа чистит картошку.                              И зубной порошок.

      На дороге шумит машина.                             И густой гребешок!

                                                                                       (К. Чуковский. Мойдодыр.)