Развитие фонематического слуха и восприятия.
Автор: Баталова Наталья Сергеевна
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Фонематический слух у ребёнка начинает формироваться очень рано. Термин фонематический слух (речевой слух) обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающий понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Умение фонетически четко строить свою речь формируется у детей еще в раннем возрасте в семье и дошкольных учреждениях. Именно оно становится основой для дальнейшего развития и становления личности.
Реакции на звуковые раздражения отмечаются у новорожденного ребёнка очень рано со второй недели жизни. Услышав звук человеческого голоса, ребёнок, перестаёт сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. С 6 месяцев ребёнок путём подражания поизносит отдельные фонемы (звук), слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка - миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи.
К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребёнка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твёрдые, сонорные ( м, м’, н, н’, р, р’, л, л’, j), шипящие и свистящие.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. Дети с нарушением фонематического слуха часто искажают те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители говорят: «Он может произнести звук, но он не хочет правильно говорить!». Такое утверждение не верно причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить не правильно, а в недостатках фонематического восприятия.
К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки речи, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Таким образом, слух и фонематическое восприятие является непременным условием формирования речи. Всякое нарушения слуха отрицательно влияет и на развитие речи и на успешное становление письма и чтения.
Игры для развития слухового внимания
Цель всех этих игр – развить у детей слуховое внимание к звуковой стороне речи, научить ребёнка слушать и слышать, узнавать отдельные звуки в разных речевых отрезках (словах фразах) правильно их вычленять, точно воспроизводить звуки речи и слова.
Игры и упражнения могут быть использованы на занятии целиком при закреплении всего пройденного материала и по частям при закреплении раздела или в свободное время.
Отгадай, что звучит
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, дудка, погремушка, т. д.
Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, играет на дудке, затем предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.
Солнце или дождик
Оборудование: бубен, металлофон. Можно заменить другими звучащими предметами и игрушками.
Ход. Взрослый говорит ребёнку, что они пойдут на прогулку. Погода хорошая светит солнышко. Объясняет ребёнку, что тот должен внимательно слушать игру на музыкальных инструментах и в соответствии со звуками «гулять» или «прятаться».
Солнце светит веселей, Игра на бубне.
Выходи гулять скорей.
Дождик, дождик всё сильней Игра на металлофоне.
Прячьтесь в домики быстрей.
Угадай, что делать
Оборудование: два флажка, бубен.
Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.
Игры для развития фонематического слуха
Запомни и повтори
Ход. Дети встают полукругом, воспитатель говорит: «Сегодня у нас в гостях весёлые клоуны Бим и Бом. Они любят играть на музыкальных инструментах. Бом играет на барабане: бам – бам – бам, бам – бом – бум, а Бим играет на бубне бим – бим – бим, би – бё – би и т. д. ». Возможны другие варианты и персонажи для игры.
Путешествие «В поиске слов»
Оборудование: любимая игрушка малыша.
Ход. Взрослый предлагает ребёнку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на поиск слов. На прогулке ребёнок находит предметы и чётко называет их (качели, стул, шкаф и т. д.). Взрослый следит, чтобы он правильно и отчётливо произносил слова.
Подскажи словечко
Ход. Взрослый предлагает ребёнку послушать интересные загадки – складки: «Я не буду договаривать одно слово, а ты догадайся какое».
Наша Таня громко плачет: уронила в речку … (мячик)
Уронили мишку на пол. Оторвали мишке … (лапу)
Зайку бросила хозяйка – под дождём остался … (зайка)
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку … (гладко)
Найди и назови нужное слово
Ход. Воспитатель предлагает в ниже приведённых фразах, двух – и четверостишьях выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. Например, выделите и назовите слова, в которых есть звук с.
Оса укусила Машу. Соня погляди в окно.
По дороге едет автобус. Сколько снегу нанесло!
Днём совы спят. И в лесу, и в саду,
Саня пил квас. Сосны, ели – всё в снегу.
Выделить и назвать слова, в которых есть звук ш.
У Шуры новая шуба. Да здравствует мыло душистое,
Кошка ловит мышей. И полотенце пушистое,
Наташа чистит картошку. И зубной порошок.
На дороге шумит машина. И густой гребешок!
(К. Чуковский. Мойдодыр.)