+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применение технологии проектного обучения в биологии

Автор: Разумова Татьяна Анатольевна

Применение технологии проектного обучения в биологии

                                                             Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

                                                                                 мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

           Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации. Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференций, проводим мультимедиа уроки , применяем анимационные модели в обучении.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Как же осуществляется работа над проектами?

Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.

Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Деятельность субъектов над образовательным проек­том можно представить следующим образом:

 

 

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

 

Деятельность педагога

 

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного поло­жения. Выбор рабочей группы

1.Уточняют информацию

2.Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

 

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постанов­ка задач и выбор приоритетов оцен­ки результатов. Ролевое распределение в команде.

1.Формируют задачи

2.Уточняют информацию (источники)

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе(по необходимости)

 2. Наблюдает

 

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптим. варианта. Уточнение планов деят-ти.

1.Работают с информацией

2. Проводят синтез и анализ идей

3.Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

 

4. Выполнение

 

Выполнение проекта

1.Выполняет исследование и работают над проектом.

Оформляют проект.

 

1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

 

5. Оценка результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

 

6. Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует процесс коллективной оценки результатов

 

 

Метод проектов в своей работе использую на протяжении нескольких лет, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Как появляются темы и организуется работа по методу проектов?!

Темы появляются иногда спонтанно, иногда в выборе темы помогает материал методической литературы, справочной литературы, а иногда темы являются итогом наблюдений окружающего нас мира.

Тема: Компоненты и показатели здоровья подростка, влияние на них вредных привычек  (здоровьесберегающие технологии).

 

Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

Цели и задачи:

1. Повысить у учащихся интерес к своему здоровью;

2. Вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;

3. Провести анализ уровня физического развития учащихся и научить их самодиагностики своего организма;

4. Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;

5. Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.

 

Гипотеза: в современном мире здоровый человек, понятие относительное, человек живя в быстром темпе научно-промышленного прогресса, мало уделяет внимание своему здоровью.

Введение:

  На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущим для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определёнными антропометрическими данными.  

  Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

  Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Многие люди, особенно дети, не внимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны.                                                                                                                                 

  Развитие человека - непрерывный, протекающий в течении всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей строения сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст. Свои исследования мы провели среди учащихся  8 – 11 классов, которым соответствует возраст 13 – 16лет.

     В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

   В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

   В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

    Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

   Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

   Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

   В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

    В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности).

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

   В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

Методики, использованные в исследовании:

        Профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах».

  В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

Для реализации поставленной цели нами проанализированы и апробированы методики С.А. Душанина, Е.А. Пироговой, Апанасенко Г.Л., Баевского Р.М.

 

      В этих условиях вновь появился интерес к генетическим стандартам роста, идея которых принадлежит Е.А. Шапошникову.

      Исследования, проведенные автором, позволили ему установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей физического развития детей и подростков. В основе их лежит закон повторяемости равных средних значений массы и средних параметров пропорций при равной средней длине тела. У детей различных национальностей, различных социальных групп, проживающих на разных территориях нашей страны и других стран, средняя масса тела и средние параметры длины туловища, ноги, руки, диаметра плеч, таза, грудной клетки и других соматометрических признаков, приведенные к одной и той же длине тела, приблизительно одинаковы и остаются практически неизменными при смене поколений.

      Объективные нормы физического развития, общие для всего детского населения, существуют в виде постоянных зон. Средние пределы средних показателей массы тела (М) и окружности грудной клетки (ОГК) для каждого значения роста практически одинаковы и находятся в пределах М ± ?R (или М ± 10 %).

       Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие отечественные исследователи физического развития детей, правда, с небольшими изменениями. Несмотря на различие методических подходов, все авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического) стандарта. Отклонения от него свидетельствуют о нарушении взаимоотношений с окружающей средой, снижении адаптационных возможностей детского организма.

        Изложенные выше положения базируются в основном на трудах отечественных ученых: Апанасенко Г.Л. - энергообеспечение организма на клеточном уровне и безопасный уровень здоровья [2;6]; Баевского Р.М. - методы донозологической диагностики и определения функциональных резервов организма [4]; Анохина П.К. и Судакова К.В. - теория функциональных систем и концепция системного квантования процессов жизнедеятельности, которые позволяют исследовать разнообразные физиологические функции человека [1;10]; Гаркави Л.Х. - теория общих неспецифических адаптационных реакций (ОНАР) и методы управления ими, использование их для сохранения и укрепления здоровья [8]; Лисицына Ю.П. - учение о санологии; Вельтищева Ю.Е. - объективность показателей нормального развития и состояния здоровья ребенка [7]; Новик А.А. и Ионова Т.А. - понятие «качества жизни», медико-социальной адаптации детей и подростков.

 

   Помимо вышеуказанных методик нами использовались методы:

  • Соматометрических и физиометрических показателей ;
  • Метод оценки гармоничности физического развития с помощью центильных шкал;
  • Выкопировка данных о состоянии здоровья из карт «Индивидуального развития»;
  • Оценка групп здоровья и физкультуры;
  • Выявление подростков групп риска;
  • Определение адаптационного потенциала и коэффициента здоровья расчетным методом ;
  • Метод статистической обработки материала;
  • Определение соматотипа;
  • Методика определения уровня биологического возраста и построение формулы по вторичным половым признакам и сроков наступления menarche .

Место проведения:

МБОУ СОШ № 3 г. Протвино, Московской области. Участники, учащиеся школы.

Основная часть:

 

История вопроса.

 

    История изучения индивидуального здоровья и его социальных компонентов насчитывает более двух тысячелетий и восходит своими истоками к философии и медицине Древней Греции. Огромную роль в разработке этой проблемы сыграл великий врач и философ древности Гиппократ.

      Опираясь на учения Демокрита, Гераклита и других философов о зависимости природы человека от природной (фисис) и общественной среды, а также на натурфилософские взгляды о космических элементах и соответствующих им влагах живого тела, Гиппократ сформулировал принцип, воплотивший как медицинский, так и социологический подходы к патологиям человека - «лечить не болезнь, а больного». Согласно Гиппократу борьба за здоровье заключается не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека как совокупности душевных и телесных свойств. Поэтому Гиппократ отмечал, что «...не только сам врач должен употреблять в деле все, что необходимо, но и больной, и окружение, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

        Гиппократ, исходя из мысли об определяющем воздействии факторов внешней среды на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека, выделил и детально изучил эти факторы (климат, погода, состояние ветров, вод, почв, рельефа местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и др.) с точки зрения их влияния на людей. По его мнению, это воздействие во многом ответственно за

многообразие типов человеческого поведения, в том числе связанного со здоровым или больным состоянием.

       В произведениях Гиппократа имеются как достаточно полные зарисовки телесных и душевных свойств (сангвиники, холерики, флегматики), так и очень беглые - меланхолики, названные так соответственно гуморальным представлениям о преобладании в организмах людей этих типов крови, желтой и черной желчи, слизи.        Выделение типов телосложения и душевного склада имело не только теоретическое, но и большое практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, так как, по Гиппократу, каждый тип предрасположен к определенным болезням.

Гиппократ делил причины болезни на внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и внутренние(возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни и др.). Таким образом, отбросив характерные для своего времени представления о сверхъестественном, божественном происхождении болезней, Гиппократ создал основы учения об этиологии.

    Таким образом, гений древнегреческого врача создал, пожалуй, первое в истории целостное и рациональное учение о болезнях и здоровье, основанное на современных ему знаниях о природе человека и обширных клинических и социальных наблюдениях.

Социальные и биологические факторы здоровья

    Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.
    Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества,  уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными
характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
    Биологические характеристики человека  (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только
незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников.
    Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами,
а болезнь — нарушение этой гармонии.

 

Практическая часть

 

Определение ВРИ по антропометрическим данным

 ЭтПри оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки.

Мы провели измерение роста учащихся с помощью ростомера, массы тела с помощью медицинских весов, измерение окружности грудной клетки, определили пропорциональность телосложения, нашли весо-ростовой индекс(ВРИ),  провели пробы.  Данные своих измерений  мы занесли  в таблицу, там же отразили показатели, характерные для данного возраста и провели оценку результатов. (см. в приложении)

Итоги:

   Измерение роста показало, что нарушений со стороны эндокринной системы нет. Самые большие отклонения от нормы 6 – 8%.

Окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют 14% учащихся, 36% - больше нормы, 54% - меньше нормы. По результатам экскурсии грудной клетки здоровыми являются 40%, у 60% учащихся здоровье ослаблено.   

Измеряя массу тела, мы выяснили, что среди старшеклассников у нас 50% имеют нормальную массу тела, 20% - недостаточную массу, 30% - имеют избыточную массу тела.

По ВРИ нормальную упитанность имеют 44% школьников, выше нормы – 41%, ниже нормы – 15%.

Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что 7 из 10 смертей можно было бы предотвратить простым