Применение технологии проектного обучения в биологии
Автор: Разумова Татьяна Анатольевна
Применение технологии проектного обучения в биологии
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень
Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации. Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференций, проводим мультимедиа уроки , применяем анимационные модели в обучении.
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Как же осуществляется работа над проектами?
Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.
Деятельность субъектов над образовательным проектом можно представить следующим образом:
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся
|
Деятельность педагога |
|
1. Начинание |
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы |
1.Уточняют информацию 2.Обсуждают задание |
1. Мотивирует учащихся 2. Объясняет цели проекта 3. Наблюдает |
|
2. Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде. |
1.Формируют задачи 2.Уточняют информацию (источники) 3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха |
1. Помогает в анализе и синтезе(по необходимости) 2. Наблюдает |
|
3. Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптим. варианта. Уточнение планов деят-ти. |
1.Работают с информацией 2. Проводят синтез и анализ идей 3.Выполняют исследование |
1. Наблюдает 2. Консультирует |
|
4. Выполнение
|
Выполнение проекта |
1.Выполняет исследование и работают над проектом. Оформляют проект.
|
1. Наблюдает 2. Советует (по просьбе) |
|
5. Оценка результатов |
Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения |
1. Наблюдает 2. Направляет процесс анализа (если необходимо) |
|
6. Защита проекта |
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка |
1. Защищают проект 2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта |
Организует процесс коллективной оценки результатов |
Метод проектов в своей работе использую на протяжении нескольких лет, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Как появляются темы и организуется работа по методу проектов?!
Темы появляются иногда спонтанно, иногда в выборе темы помогает материал методической литературы, справочной литературы, а иногда темы являются итогом наблюдений окружающего нас мира.
Тема: Компоненты и показатели здоровья подростка, влияние на них вредных привычек (здоровьесберегающие технологии).
Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.
Цели и задачи:
1. Повысить у учащихся интерес к своему здоровью;
2. Вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;
3. Провести анализ уровня физического развития учащихся и научить их самодиагностики своего организма;
4. Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
5. Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.
Гипотеза: в современном мире здоровый человек, понятие относительное, человек живя в быстром темпе научно-промышленного прогресса, мало уделяет внимание своему здоровью.
Введение:
На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущим для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определёнными антропометрическими данными.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Многие люди, особенно дети, не внимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны.
Развитие человека - непрерывный, протекающий в течении всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей строения сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст. Свои исследования мы провели среди учащихся 8 – 11 классов, которым соответствует возраст 13 – 16лет.
В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.
В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.
I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.
В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.
II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.
Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.
Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.
Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.
В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.
В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности).
III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).
В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.
V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.
Методики, использованные в исследовании:
Профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах».
В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.
Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
3) уровень функционального состояния основных систем организма;
4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Для реализации поставленной цели нами проанализированы и апробированы методики С.А. Душанина, Е.А. Пироговой, Апанасенко Г.Л., Баевского Р.М.
В этих условиях вновь появился интерес к генетическим стандартам роста, идея которых принадлежит Е.А. Шапошникову.
Исследования, проведенные автором, позволили ему установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей физического развития детей и подростков. В основе их лежит закон повторяемости равных средних значений массы и средних параметров пропорций при равной средней длине тела. У детей различных национальностей, различных социальных групп, проживающих на разных территориях нашей страны и других стран, средняя масса тела и средние параметры длины туловища, ноги, руки, диаметра плеч, таза, грудной клетки и других соматометрических признаков, приведенные к одной и той же длине тела, приблизительно одинаковы и остаются практически неизменными при смене поколений.
Объективные нормы физического развития, общие для всего детского населения, существуют в виде постоянных зон. Средние пределы средних показателей массы тела (М) и окружности грудной клетки (ОГК) для каждого значения роста практически одинаковы и находятся в пределах М ± ?R (или М ± 10 %).
Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие отечественные исследователи физического развития детей, правда, с небольшими изменениями. Несмотря на различие методических подходов, все авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического) стандарта. Отклонения от него свидетельствуют о нарушении взаимоотношений с окружающей средой, снижении адаптационных возможностей детского организма.
Изложенные выше положения базируются в основном на трудах отечественных ученых: Апанасенко Г.Л. - энергообеспечение организма на клеточном уровне и безопасный уровень здоровья [2;6]; Баевского Р.М. - методы донозологической диагностики и определения функциональных резервов организма [4]; Анохина П.К. и Судакова К.В. - теория функциональных систем и концепция системного квантования процессов жизнедеятельности, которые позволяют исследовать разнообразные физиологические функции человека [1;10]; Гаркави Л.Х. - теория общих неспецифических адаптационных реакций (ОНАР) и методы управления ими, использование их для сохранения и укрепления здоровья [8]; Лисицына Ю.П. - учение о санологии; Вельтищева Ю.Е. - объективность показателей нормального развития и состояния здоровья ребенка [7]; Новик А.А. и Ионова Т.А. - понятие «качества жизни», медико-социальной адаптации детей и подростков.
Помимо вышеуказанных методик нами использовались методы:
- Соматометрических и физиометрических показателей ;
- Метод оценки гармоничности физического развития с помощью центильных шкал;
- Выкопировка данных о состоянии здоровья из карт «Индивидуального развития»;
- Оценка групп здоровья и физкультуры;
- Выявление подростков групп риска;
- Определение адаптационного потенциала и коэффициента здоровья расчетным методом ;
- Метод статистической обработки материала;
- Определение соматотипа;
- Методика определения уровня биологического возраста и построение формулы по вторичным половым признакам и сроков наступления menarche .
Место проведения:
МБОУ СОШ № 3 г. Протвино, Московской области. Участники, учащиеся школы.
Основная часть:
История вопроса.
История изучения индивидуального здоровья и его социальных компонентов насчитывает более двух тысячелетий и восходит своими истоками к философии и медицине Древней Греции. Огромную роль в разработке этой проблемы сыграл великий врач и философ древности Гиппократ.
Опираясь на учения Демокрита, Гераклита и других философов о зависимости природы человека от природной (фисис) и общественной среды, а также на натурфилософские взгляды о космических элементах и соответствующих им влагах живого тела, Гиппократ сформулировал принцип, воплотивший как медицинский, так и социологический подходы к патологиям человека - «лечить не болезнь, а больного». Согласно Гиппократу борьба за здоровье заключается не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека как совокупности душевных и телесных свойств. Поэтому Гиппократ отмечал, что «...не только сам врач должен употреблять в деле все, что необходимо, но и больной, и окружение, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».
Гиппократ, исходя из мысли об определяющем воздействии факторов внешней среды на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека, выделил и детально изучил эти факторы (климат, погода, состояние ветров, вод, почв, рельефа местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и др.) с точки зрения их влияния на людей. По его мнению, это воздействие во многом ответственно за
многообразие типов человеческого поведения, в том числе связанного со здоровым или больным состоянием.
В произведениях Гиппократа имеются как достаточно полные зарисовки телесных и душевных свойств (сангвиники, холерики, флегматики), так и очень беглые - меланхолики, названные так соответственно гуморальным представлениям о преобладании в организмах людей этих типов крови, желтой и черной желчи, слизи. Выделение типов телосложения и душевного склада имело не только теоретическое, но и большое практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, так как, по Гиппократу, каждый тип предрасположен к определенным болезням.
Гиппократ делил причины болезни на внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и внутренние(возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни и др.). Таким образом, отбросив характерные для своего времени представления о сверхъестественном, божественном происхождении болезней, Гиппократ создал основы учения об этиологии.
Таким образом, гений древнегреческого врача создал, пожалуй, первое в истории целостное и рациональное учение о болезнях и здоровье, основанное на современных ему знаниях о природе человека и обширных клинических и социальных наблюдениях.
Социальные и биологические факторы здоровья
Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.
Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными
характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только
незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников.
Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами,
а болезнь — нарушение этой гармонии.
Практическая часть
Определение ВРИ по антропометрическим данным
ЭтПри оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки.
Мы провели измерение роста учащихся с помощью ростомера, массы тела с помощью медицинских весов, измерение окружности грудной клетки, определили пропорциональность телосложения, нашли весо-ростовой индекс(ВРИ), провели пробы. Данные своих измерений мы занесли в таблицу, там же отразили показатели, характерные для данного возраста и провели оценку результатов. (см. в приложении)
Итоги:
Измерение роста показало, что нарушений со стороны эндокринной системы нет. Самые большие отклонения от нормы 6 – 8%.
Окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют 14% учащихся, 36% - больше нормы, 54% - меньше нормы. По результатам экскурсии грудной клетки здоровыми являются 40%, у 60% учащихся здоровье ослаблено.
Измеряя массу тела, мы выяснили, что среди старшеклассников у нас 50% имеют нормальную массу тела, 20% - недостаточную массу, 30% - имеют избыточную массу тела.
По ВРИ нормальную упитанность имеют 44% школьников, выше нормы – 41%, ниже нормы – 15%.
Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что 7 из 10 смертей можно было бы предотвратить простым