Роль утренней зарядки в жизни школьника
Автор: Русинов Руслан Дмитриевич
Муниципальное автономное образовательное учреждение. Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 2.
Исследовательская работа
«Роль утренней зарядки в жизни школьника»
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сучкова Евгения Сергеевна
Подготовил ученик 4-Б класса
Русинов Руслан
Дятьково. 2018 год
План научно-исследовательской работы.
Введение….……………………………………………………………………….3.
Глава 1. Теоретический анализ литературы……………………...………..........5
1.1. Понятие утренней зарядки………………………………………………..5
1.2. Значение утренней зарядки в жизни школьника…………………..……7
Глава 2. Наше исследование………………………………………………..…….9
2.1. Анкетирование………………………………………………………...…..9
2.2. Комплекс упражнений…………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемых источников ………………………………………………14
Приложение………………………………………………………………………15
-1-
Введение
И у каждого школьника, как и у взрослого человека, всегда много
важных, полезных и интересных дел. Столько, что иногда и целого дня не
хватает. Надо успеть позаниматься в школе, приготовить уроки, помочь маме
по хозяйству и, конечно, погулять. Кроме того, хочется посмотреть по
телевизору интересную передачу или поиграть в компьютерные игры.
Оказывается, чтобы быстро стряхнуть с себя сон и делать все легко, с
удовольствием, не хватает одного… утренней зарядки. Всего каких-то 10-15
минут активных движений – и сонливости, вялости как не бывало.
Актуальность проблемы выполнения утренней зарядки обусловлена
следующими данными:
-в нашей стране в последние годы, по данным официальной
статистики, отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей
здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста;
-значительно снизилось число абсолютно здоровых детей.
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли
бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой.
Важнейшим средством всестороннего развития детей является
утренняя зарядка.
Гипотеза: утренняя зарядка в жизни школьника полезна, она
дисциплинирует учащегося, способствует физическому развитию,
стимулирует учебную деятельность в течение дня, вызывает интерес к
занятию спортом, быстро приводит организм в бодрое состояние после сна.
-2-
Объект исследования: утренняя зарядка в школе.
Предмет исследования: влияние утренней зарядки на организм
школьника.
Цель: выяснить, нужна ли в жизни школьника утренняя зарядка.
Задача: узнать, что думают о зарядке школьники и специалисты;
осанки, укрепления зрения, улучшения кровообращения,
а также на выработку рационального дыхания и интересны детям.
Методы исследования: анализ литературных
источников; консультация специалистов; анкетирование.
Значимость полученных результатов заключается в приобщении
учащихся к утренней зарядке в школе.
-3-
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие утренней зарядки
Утренняя зарядка — комплекс физических упражнений, выполняемых,
как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов.
Утренняя физическая зарядка, одна из наиболее распространенных
форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических
упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную
мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм,
повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание,
обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся,
повышает дисциплину (прививает гигиенический навык
заниматься).обеспечивает постепенный переход организма от состояния
покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. У школьников,
систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее
самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая
зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для
всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо
необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в
повседневной деятельности (сидячие профессии, школьники). Физические
упражнения зарядки простые и доступные для людей различной физической
подготовленности и разного состояния здоровья подбираются по
определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и
характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в
зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный
кросс.
Утренняя зарядка является важнейшей составляющей в развитии
двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни
у детей. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины,
живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны,
приседания, отжимания, можно провести иногда под музыку. Она может
сочетаться с бегом, закаливанием.
Правила утренней зарядки:
Утренняя зарядка делайте на свежем воздухе, а зимой – в
хорошо проветренной комнате при открытой форточке.
Костюм, в котором вы выполняете утреннюю гимнастику,
должен быть легким, не стесняющим движений.
Упражнения комплекса утренней зарядки по трудности
должны быть посильными.
Очень важно правильно дышать при выполнении
упражнений.
1.2. Значение утренней зарядке в жизни школьника.
Утренняя физическая зарядка оказывает огромное влияние на здоровье
человека, на его самочувствие и работоспособность. Утренняя гимнастика
закаляет человека физически, резко уменьшает простудные и другие
заболевания, способствует активной трудовой деятельности. Непременное
условие для утренней гимнастики регулярные ежедневные занятия. В теплое
время года рекомендуется проводить их на свежем воздухе, а зимой в
хорошо проветриваемом помещении. Кто не знает, как нелегко порой после
пробуждения сбросить утреннюю сонливость и вялость.
Включиться в привычный ритм, активизировать работу органов и систем
организма, восстановить работоспособность помогает утренняя гимнастика.
Необходима она для того, что восполнить дефицит движений. При выполнении
физических упражнений от чувствительных нервных окончаний,
находящихся в мышцах,
суставах, коже, к мозгу устремляются потоки импульсов, быстро
повышающих возбудимость центральной нервной системы и
обеспечивающих ее готовность к активной деятельности. Иными словами,
возникшие во время сна изменения под влиянием утренней зарядки
устраняются, повышается мышечный тонус. На активный рабочий режим
переключаются сердечно сосудистая и дыхательная система.
Повышение работоспособности, производительности труда возможно,
самая главная цель утренней гимнастики, хотя, разумеется, не единственная.
Второе ее назначение давать человеку хорошее самочувствие и бодрое
настроение. утренняя физическая зарядка работоспособность
Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями
оказывают существенное положительное воздействие на психические
функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к
выполнению напряженной интеллектуальной деятельности. Результаты
многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти,
устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в
процессе производительной деятельности у адаптированных (тренированных) к
систематическим физическим нагрузкам лиц и у не адаптированных к ним
(нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех
названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей,
так и специальной физической подготовленности. Способность к
выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена
влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения
целенаправленно например, применять средства и методы физической
культуры, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.) Результаты
исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти,
способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон
мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под
влиянием различной степени утомления.
-7-
ГЛАВА 2. НАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Анкетирование.
В своей работе мы провели анкетирование. Был проведен опрос среди
учеников начальных классов, так как в период с 7 до 10 лет вырабатывается
привычка заботиться о своем физическом состоянии. Нами было опрошено 26
учащихся начальных классов.
1.Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
Да 20 нет 6
2. Делаете ли Вы ее
удовольствием?
Да 18 нет 8
3. Знаете ли Вы о значении утренней зарядки?
Да 26 нет
4. Из каких источников Вы узнали о значении утренней зарядки?
От учителя 10 от друзей 1
От родителей 14 из книг, журналов из интернета 1
5. Посоветуете ли Вы одноклассникам делать утреннюю зарядку?
Да 25 нет
6. Влияет ли утренняя зарядка на дальнейшую Вашу работу?
Да, положительно 26
Да, отрицательно
Нет
Какие выводы можно сделать из ответов опрошенных?
(Данный опрос показал, что утреннюю зарядку дети делают
самостоятельно, но не все)
Не все дети делают зарядку, а кто делает, то и делают её с
удовольствием;
Большинство узнали о значении зарядки от учителя и родителей;
Зарядка способствует физическому развитию;
Стимулирует учебную деятельность;
Даёт возможность чувствовать себя бодрее.
Так ответили учащиеся на вопрос: «Зачем нужна утренняя зарядка?»
Чтобы не болеть;
Чтобы не болели мышцы;
Чтобы не быть усталым;
Чтобы на уроках быть бодрым;
Чтобы проснуться;
Для бодрости;
Для укрепления костей, ума, рук;
Чтобы быть здоровым;
Делает нас сильными;
Чтобы у школьников была утренняя энергия;
Чтобы не засыпать на уроке.
О зарядке из научной литературы
Каждому ребенку для нормального роста и развития необходимы
физические упражнения, и их значение для здоровья трудно переоценить: они
улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют
обмен веществ и работу разных систем организма.
Физиологи подсчитали, что
растущему организму необходимо никак не меньше 10 часов физкультурных
занятий в неделю (дошкольнику следует ежедневно двигаться 3,5 – 4 часа, в
7–9 лет – около 3, а в 10 лет – 2,5 часа). Гармоничное развитие всех отделов
центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга
происходит под влиянием мышечной деятельности.
После сна, который продолжается у детей 7—10летнего возраста 10—
11 ½ часов, функции организма понижаются, дыхание становится
поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы,
снижается кровяное давление.
Велико значение ежедневной утренней зарядки как важного средства
воспитания организованности и дисциплины, развития воли и характера
младшего школьника.
Выводы:
обеспечивает быстрое приведение организма после сна в бодрое состояние;
повышает дееспособность функциональных систем организма;
активизирует физическую и умственную работоспособности;
закаливает и формирует устойчивость организма к воздействию
неблагоприятных факторов;
совершенствует волевые качества и психическую устойчивость.
2.2. Комплекс упражнений
Чтобы привить ученикам начальных классов интерес к утренней
гимнастике, мы создали комплекс упражнений (Приложение 1), которые
направлены на формирование осанки, укрепления зрения, улучшения
кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны
детям. Также мы решили,