+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проблемы мотивации профессионального самоопределения первокурсников учреждений среднего профессионального образования

Автор: Брусницына Светлана Владимировна

Формирование мотивационной основы профессионального самоопределения означает развитие интересов, склонностей, способностей обучающегося, помощь в  осознании их значения для успешного профессионального труда, а также развитие стремления к самоутверждению через трудовые усилия, трудовой вклад, взаимодействие с товарищами по работе, осознание ценности созидательной деятельности как для общества, так и для развития своей личности.

Выбор будущей профессии- ответственный и сложный этап  в жизни каждого человека человека. На этот выбор выпускников школы влияют многие факторы. В первую очередь, большую роль в самоопределении играют родители и друзья. Немалое значение имеет чей-то личный пример – трудовые династии в семье, известные подросткам люди-профессионалы своего дела,  примеры успешного карьерного роста тех или иных специалистов.

 Но значительная часть выпускников основной школы выбирает дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования, чтобы быстрее получить профессию, в короткие сроки стать самостоятельными и финансово независимыми, самореализоваться в деятельности. При этом дальнейшее обучение в школе для этой части выпускников уже потеряло всякую привлекательность, они разочарованы в изучении предметов школьной программы, зачастую оторванной от окружающей их действительности. Не всегда представляя себе будущую профессию, тем не менее такие подростки делают свой выбор в пользу обучения учреждениях среднего профессионального образования, ожидая значительных изменений в жизни.

 В реальности при обучении в колледже на первом курсе вчерашние школьники  снова встречаются с теми же общеобразовательными дисциплинами, от которых «бежали» из школы. В период адаптации студентов нового набора, изучения уровня их подготовки, повторения базовых знаний из курса основной школы и при необходимости – их коррекции, у студентов появляется некое разочарование, снижение мотивации к обучению. Не совпадают их ожидания- не только смены статуса ученика, но и изменения содержания образования. Как крайний случай- возможен отток первокурсников, поиск ими других учебных заведений, более привлекательных в возможности самореализации. При этом студенты в своем большинстве выражают удовлетворение самим фактом поступления в колледж и  созданными условиями в учебном заведении  (организационные, коммуникативные условия, новые знакомства,  психологический климат в коллективе, материально-техническая база колледжа, мастерство преподавателей т.п.).

На этом этапе очень важно  поддержать интерес к получению выбранной специальности через реализацию их интересов. Разовые выступления специалистов или отдельные, даже на высоком уровне проведенные  мероприятия  не приносят значительного эффекта. Нужна целенаправленная система развития интереса к выбранной (возможно, случайно) профессии с учетом  потребностей и личных качеств студента. Поскольку содержание образовательных программ, реализуемых в колледже, отличается системностью и последовательностью, возможно спланировать  такую систему. Я   преподаватель физики Нижнетагильского горно-металлургического колледжа им. Е.А и М.Е. Черепановых,  и проблемы профессионального самоопределения первокурсников мне хорошо знакомы. Для их разрешения в своей работе я стараюсь учитывать несколько направлений, тем не менее тесно связанных между собой.

Учебное занятие (урок) - основная форма учебно-воспитательного процесса. Составной частью этого процесса является и профессиональное становление. При этом задача  преподавателя общеобразовательных дисциплин, как и любого другого - увязать познавательные сведения  о производстве, профессиях и специальностях с темой и содержанием занятия.  На занятиях по физике я осуществляю профессиональное просвещение  путем фронтальных бесед с учетом жизненного опыта обучающихся, своего рассказа или сообщений студентов, решения элементарных ситуационных производственных задач, просмотра фрагментов документальных и научно-популярных фильмов, видеоновостей, использования литературных источников и т.д.. Особенно необходимым считаю четко показывать связь определенных фундаментальных открытий с последующими техническими изобретениями, возникшими на их основе, с их использованием в производственных технологиях.

Для придания профессиональной направленности своим занятиям и поддержания стойкого интереса к изучению физики я считаю необходимым  накапливать банк иллюстративного материала для медиасредств (фото-, видеотеку), и  сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п. Так у меня создаются альбомы и презентации по изучаемым темам для студентов разных специальностей.

На практических занятиях задания для студентов также могут иметь профессиональную составляющую. Так, на занятии по физике при расчете теплового расширения тел будущие электрики узнают, почему провода ЛЭП нельзя монтировать с сильным провисанием или натяжением и вычисляют удлинение провода линии электропередач в летнее время; теплотехники- рассчитывают  компенсацию удлинения паропровода при подаче пара; механики- определяют необходимые   тепловые зазоры в различных конструкциях, и т.д. Некоторые полученные результаты становятся для студентов весьма неожиданными. Так, студенты- будущие программисты с удивлением узнают, что в большинстве современных накопителей на жестких дисках предусмотрена тепловая компенсация, при которой позиции головок корректируются относительно расширяющихся и сжимающихся дисков. (Во многих накопителях такая корректировка выполняется через каждые 5 мин в течение первого получаса после включения, а затем - через каждые 30 мин. Эта операция часто сопровождается характерным потрескиванием, хорошо слышимым студентам). Содержание учебного материала становится более привлекательным, получает эмоциональную окраску.

Профессиональную направленность должны иметь и задания, предъявляемые студентам в контрольно-оценочных средствах, в содержании заданий, вынесенных на зачеты и экзамены. В настоящее время мной разрабатываются и корректируются материалы промежуточной аттестации по физике. Для  отбора актуальных для конкретной специальности заданий считаю  необходимой помощь и консультации преподавателей спецдисциплин, выпускающих специалистов.

Еще одно используемое в моей работе направление пропаганды специальностей - плакаты, красочные фотографии на стендах в кабинете физики, портреты выдающихся специалистов отрасли, макеты и технические модели (в том числе созданные студентами), разработка эмблем, листовок, лозунгов и девизов, связанных с выбранной специальностью. Cодержание средств пропаганды должно возбуждать в молодых людях романтические и патриотические чувства, гордость и восхищение достижениями, например, конструкторов, инженеров и производственных коллективов, подчеркивать эстетическую сторону этих технических достижений. Рассмотрение любого технического достижения возможно в его историко-политическом, социально-экономическом, научном, конструкторско-технологическом, внедренческом и эксплутационном аспектах. Я считаю важным  формировать знания о личностях, обеспечивших это достижение на разных этапах, а также о различных последствиях (социальных, экономических, экологических, политических, этических и т.п.) его использования. Наука, техника, производство должны рассматриваться как неотъемлемые составляющие национальной культуры.

При командной организации таких форм деятельности у студентов появляется желание выгоднее прорекламировать преимущества «своей» специальности, устойчивый интерес к ней. Такой подход позволяет преодолевать традиционное противопоставление «технарей» и «гуманитариев».

Традиционно в учреждениях профобразования в конце изучения дисциплины «Физика» использовалась такая форма деятельности, как подготовка и защита реферата на тему  «Физика в моей будущей специальности» и ей подобные. Аналогичные проекты проводятся и в рамках изучения других общеобразовательных дисциплин.  Я  считаю целесообразным  выполнять такие проекты в начале первого курса: базовых знаний, полученных в основной школе, достаточно для начала работы над этим проектом. Современные средства мультимедиа позволят студентам красочно представить свой проект. В данной работе могут  самореализоваться многие ребята, с учетом их личностных особенностей, интересов и предпочтений. Завсегдатаи сети Интернет обеспечивают сбор информации, команда аналитиков обрабатывает, систематизирует  ее и выберет нужное, творческие студенты планируют увлекательные выступления, знатоки информационных технологий выполняют эффектную компьютерную презентацию, выступающие грамотно   представляют проект публике… В ходе работы студенты вынуждены обращаться за консультацией к студентам старших курсов, выпускникам колледжа, преподавателям спецдисциплин, знакомым специалистам. Появляется личная заинтересованность студентов, мотивация изнутри. Я при этом руковожу работой студентов, являюсь консультантом, а не транслятором знаний. На защиту проектов можно  приглашать в качестве экспертов представителей работодателей, преподавателей спецдисциплин, работающих по специальности выпускников колледжа, студентов старших курсов, а в качестве гостей - делегации школьников.

Еще одна проблема профессионального развития студентов, которую можно частично решить на первом курсе при освоении программ общеобразовательного цикла- недостаточный уровень социализации молодежи. Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, отсутствие трудолюбия,  ответственности и аккуратности,  то есть всё то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Явления социального инфантилизма могут сохраняться у человека до конца его жизни, а могут быть преодолены  на стадии профессионального обучения и становления. На преподавателей  колледжа возлагается  серьезная ответственность: выпускники должны быть готовы к вхождению в новую профессиональную систему взаимоотношений, уверенно чувствовать себя в ней, обладать сформированными профессиональными качествами личности и навыками социального и сугубо профессионального общения. Это процесс длительный, динамичный, и привитие профессионально значимых качеств должно начинаться уже с первых курсов обучения. Очень сложно, но необходимо  выбирать такие виды  деятельности студентов, где бы эти качества развивались и диагностировались. Многие из вышеперечисленных форм работы как раз способствуют этому. При организации любой деятельности студентов я акцентирую их внимание на профессиональную значимость  требований,  предъявляемых к результатам деятельности, стараюсь привить навыки самоконтроля.

Отлично зарекомендовало себя профориентационное мероприятие для первокурсников всех специальностей и профессий нашего колледжа – конкурс  и публичная защита постеров «Естественные науки в моей специальности» Студенты представляют свое видение  значимости законов физики (а также химии, математики, биологии) в технологических процессах, устройстве и принципах действия оборудования, охране труда  и т.п. Такое мероприятие стало традиционным  и проходит ежегодно в рамках Недели естественных наук.

Таким образом,  сложившаяся  у меня в процессе преподавания физики организация культурно-образовательной среды помогает студентам колледжа не разочароваться в сделанном выборе профессии, мотивирует к получению дальнейшего образования, способствует  завершению их профессионального самоопределения, то есть формированию отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Система отлично сочетается с традиционными формами: посещения конференций старшекурсников и их отчетов по практике, встречи с выпускниками, участие в конкурсах «Арт-профи» и т.п. Результатом ее внедрения можно считать тот факт, что практически все студенты Нижнетагильского горно-металлургического колледжа после окончания первого курса продолжают обучение дальше по выбранной специальности. Полученные знания и приобретенные навыки помогают им успешно осваивать спецдисциплины и профессиональные модули.