Развитие логического мышления с помощью создания блок-схем
Автор: Уразаева Фидалия Радиковна
Цель:
ü Формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем
ü Развивать логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес к предмету, внимание
ü Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование: доска, магниты, мел, проекционная система, карточки с пословицами
Ход мастер – класса.
Работа ведётся в группе по два человека (2-3 группы)
Я хочу поделиться с вами простым, но очень действенным приемом для усвоения любой темы, по любому предмету, который развивает логическое мышление так необходимое современному школьнику. Для этого я использую работу по блок-схемам. Блок-схема-это шаги алгоритма, представленные в графической форме.
Алгоритм – это задание, состоящее из команд.
Блок – схема состоит из геометрических фигур: овал - начало/конец; прямоугольник – действия; ромб - условие.
Стрелки, связывают эти фигуры и задают порядок выполнения соответствующих шагов.
Практическая работа
I Предлагается собрать блок-схемы, используя заготовки и прочитать их.
1. Соберись в школу.
2. Как безопасно перейти улицу.
На доске даны заготовки блок-схем. Нужно собрать блок-схему правильно. По своей структуре они отличаются. Приходим к выводу, что алгоритмы бывают линейные и условные.
Вопрос: Какие алгоритмы чаще всего встречаются в жизни?
Ответ: Условные. В зависимости от условия выбираем то или иное решение, но чтобы оно привело к положительному результату.
II Рассмотреть примеры блок-схем.
Предлагаю вам составить блок-схему и прочитать ее. (Прошу зал помочь мне)
Составляется блок-схема из элементов, дополняется словами и делается вывод (формулируют пословицу)
1. Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
2. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
III Нужно самим составить блок-схему и прочитать ее, проявив свою фантазию.
Использовать условный алгоритм и определенное количество команд.
Например: Все вы помните русскую народную сказку «Колобок», составим блок-схему к этой сказке.
Защита работы у доски (пояснить и сделать вывод).
Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобка. Полежал колобок на окне и покатился…
Можно предложить одну сказку двум – трем группам или несколько сказок. Предложить составить блок-схему к любому понятию, например из биологии «мутация», если есть мутация, то появление новых видов, разнообразие растительного и животного мира, если нет, то нет новых видов.
Вывод: такие блок-схемы можно составлять по любому предмету, идет осмысление текста, наглядное представление информации, компактность материала, применение в дальнейшем (правила по русскому языку, математики).
Составляя блок-схемы учащиеся рассуждают логически и приходят к конечному результату. Они сами принимают решения и аргументируют свой выбор, не боятся делать ошибки и творчески подходят к выполнению задания.
Такой прием составляет реальную основу для формирования логического мышления и самостоятельности. Кто из вас знаком с блок-схемами повторили, ведь новое хорошо забытое старое, кто услышал это впервые я надеюсь, что вы это примените в своей педагогической деятельности и получите положительный результат.
Спасибо за работу!