+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие логического мышления с помощью создания блок-схем

Автор: Уразаева Фидалия Радиковна

Цель:

ü  Формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем

ü  Развивать логическое мышление, творческие способности, познавательный интерес к предмету, внимание

ü  Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу

Оборудование: доска, магниты, мел, проекционная система, карточки с пословицами

 

Ход мастер – класса.

 

Работа ведётся в группе по два человека (2-3 группы)

Я хочу поделиться с вами простым, но очень действенным приемом для усвоения любой темы, по любому предмету, который развивает логическое мышление так необходимое современному школьнику. Для этого я использую работу по блок-схемам. Блок-схема-это шаги алгоритма, представленные в графической форме.

Алгоритм – это задание, состоящее из команд.

Блок – схема состоит из геометрических фигур: овал - начало/конец; прямоугольник – действия; ромб - условие.

Стрелки, связывают эти фигуры и задают порядок выполнения соответствующих шагов.

Практическая работа

 

I Предлагается собрать блок-схемы, используя заготовки и прочитать их.

1.     Соберись в школу.

2.     Как безопасно перейти улицу.

На доске даны заготовки блок-схем. Нужно собрать блок-схему правильно. По своей структуре они отличаются. Приходим к выводу, что алгоритмы бывают линейные и условные.

Вопрос: Какие алгоритмы чаще всего встречаются в жизни?

Ответ: Условные. В зависимости от условия выбираем то или иное решение, но чтобы оно привело к положительному результату.

 

II Рассмотреть примеры блок-схем.

Предлагаю вам составить блок-схему и прочитать ее. (Прошу зал помочь мне)

Составляется блок-схема из элементов, дополняется словами и делается вывод (формулируют пословицу)

1.     Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.

2.     Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

 

III Нужно самим составить блок-схему и прочитать ее, проявив свою фантазию.

Использовать условный алгоритм и определенное количество команд.

Например: Все вы помните русскую народную сказку «Колобок», составим блок-схему к этой сказке.

Защита работы у доски (пояснить и сделать вывод).

Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобка. Полежал колобок на окне и покатился…

Можно предложить одну сказку двум – трем группам или несколько сказок. Предложить составить блок-схему к любому понятию, например из биологии «мутация», если есть мутация, то появление новых видов, разнообразие растительного и животного мира, если нет, то нет новых видов.

 

Вывод: такие блок-схемы можно составлять по любому предмету, идет осмысление текста, наглядное представление информации, компактность материала, применение в дальнейшем (правила по русскому языку, математики).

Составляя блок-схемы учащиеся рассуждают логически и приходят к конечному результату. Они сами принимают решения и аргументируют свой выбор, не боятся делать ошибки и творчески подходят к выполнению задания.

Такой прием составляет реальную основу для формирования логического мышления и самостоятельности. Кто из вас знаком с блок-схемами повторили, ведь новое хорошо забытое старое, кто услышал это впервые я надеюсь, что вы это примените в своей педагогической деятельности и получите положительный результат.

Спасибо за работу!