Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста
Автор: Чуенко Валентина Владимировна
Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста
Цели построение предметно-развивающей среды:
- коррекционно-воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- коррекционно-образовательная.
Задачи, поставленные для достижения целей:
Ø развить общую и мелкую моторику;
Ø сформировать речевое дыхание (в т.ч. выработка воздушной струи);
Ø развить фонематическое восприятие и слух;
Ø развить артикуляционный аппарат;
Ø сформировать правильное звукопроизношение;
Ø обогатить словарь, развить лексико-грамматический стой речи;
Ø развить связную речь;
подготовить к обучению грамоте.
Основные функции предметно–развивающий среды:
Ø Организующая
Ø Воспитательная
Ø Развивающая
Развитие словаря
Обогащение активного словаря в работе с детьми направлено на освоение и использование в речи:
Ø названий предметов и материалов, из которых они изготовлены
Ø названия живых существ и сред их обитания, трудовых процессов
Ø слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества
Ø слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки, например, живые организмы растут и размножаются, посуда это то что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т.д.
Ø слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Для реализации данного направления в речевом центре имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры
Грамматический строй речи
С целью развития грамматического строя речи есть серия наглядно-демонстрационного материала «Грамматика в картинках»:
Ø Словообразование
Ø Ударение
Ø Множественное число
Ø Многозначные слова
Ø Говори правильно
Ø Антонимы глаголы, прилагательные
Ø Один-много
Развитие связной, диалогической и монологической речи
Освоение данного раздела строится на освоение умений детьми:
Ø Составлять описательные рассказы о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта. Пересказы. Описание картин, игрушек. Составление рассказов по серии картин. Сочинение окончания рассказа. Работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами.
Ø Отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут?).
Ø Дети по вопросам учителя-логопеда могут составлять рассказ по картинке: совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
В этом нам помогают серии картин и мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры такие игры как «Кто где живет?», «Профессии» и др.
Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие умений:
Ø правильного произношения гласных и согласных звуков
Ø выделить заданный звук в речи учителя-логопеда.
Поэтому для реализации данного направления мы используем предметные и сюжетные картинки, дидактические игры и пособия на определение заданного звука в слове.
Нами составлена картотека артикуляционной гимнастики, которая включает комплекс упражнений, так же в нашей работе мы используем артикуляционные кубики и другие пособия, помогающие подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков и картотека сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Развитие фонематического слуха.
Для развития фонематического слуха мы играем в интерактивные игры «Что звучит вокруг нас?», «Покажи какой инструмент ты слышишь? И т.д.
Развитие речевого дыхания.
Наряду с развитием звуковой культуры речи, фонематического слуха и артикуляционной моторики ведется работа, направленная на развитие правильного речевого дыхания. В этом нам помогают такие методические пособия как «Воздушные облачка» с подвесными сменными модулями, кубик «Ветродуй», и т.д.
Развитие мелкой моторики рук.
И.Кант« Рука – это вышедший наружу мозг человека». Дети с удовольствием выполняют аппликации, ниткопись - работы из ниток, и т.д.
Пальчиковая гимнастика - способствует активизации речи детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на развитие мелкой моторики и развитие речи у детей.
Дети увлеченно играют с песком, мячиками, собирают пазлы, конструктор, занимаются с разными видами шнуровок, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики.
Необходимо помнить, что речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого, его собственная речь, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре речи, формируется диалогическая и монологическая речь.
Функционирование каждого элемента предметного пространства. Удобное размещение мебели, наглядного материала. Взаимное расположение детей и учителя-логопеда по принципу «Все видят всех», как условия совместной деятельности. Наличия в группе дидактических материалов, легкодоступных каждому ребенку. Эстетическое оформление речевого центра.
Формирование новой более совершенной предметной среды, как фактора духовного развития личности ребёнка. Возможность применения новых форм и методов работы с воспитанниками путем индивидуализации и интеграции учебного пространства. Интеграция, сближения искусства и науки через познания взаимосвязей образовательных областей. Гармоничное развитие ребенка, его приобщение к историческим и культурным традициям через непосредственное участие в построение предметно-пространственной среды.
Вывод
Таким образом, мы должны грамотно создать речевую развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, которая должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей формировать и развивать речевую активность, участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом. Создавать благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности. Обеспечивать высокий уровень речевой активности детей. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Спасибо за внимание!