Интерактивный урок-турнир "Знать историю обязан каждый
Автор: Календжян Эвелина Андреевна
Гагрская средняя школа №2 им. В. И. Попкова
Интерактивный урок-турнир на тему: «Знать историю обязан каждый!».
Учитель истории первой категории: Календжян Эвелина Андреевна
Дата проведения: октября 2015 год
7абв классы
Цель мероприятия:
ü Содействовать формированию у учащихся убеждения о необходимости повышения знаний по истории Абхазии через рассмотрение этнографического материала (абхазских сказок) и внутрипредметные связи (повторение пройденного материала).
ü Задачи мероприятия:
1) Образовательные:
ü ознакомление с понятием, видами этнографического материала (абхазских сказок);
ü показать роль истории Абхазии в вопросе воспитания подрастающего поколения.
2) Развивающие:
ü развитие умения сравнивать, анализировать, делать вывод;
ü развитие коммуникативных навыков;
ü развитие ораторских способностей, лидерских качеств;
ü развитие умений работать в команде.
3) Воспитательные:
ü воспитание культуры национального поведения в условиях современного мира;
ü воспитание культуры общения.
Технологии: ИКТ.
Методы: словесный, наглядный, интерактивный.
Время реализации мероприятия: 45 минут
Необходимое оборудование и материалы:
ü Учебный класс;
ü Компьютер с мультимедийным проектором, экран;
ü Художественная литература; учебное пособие;
ü Презентация к уроку в программе PowerPoint;
ü Раздаточный материал для учащихся (приложение №1, листы А4, ручки).
Структура мероприятия:
1. Организационный момент;
2. Сообщение темы и цели мероприятия;
3. Изложение нового материала;
4. Интерактивный урок-турнир на тему: «Знать историю - обязан каждый!»;
а) I тур «Апсны – страна души»;
б) II тур «Абхазские сказки»;
в) III тур «Подбери правильный ответ»;
г) V тур для болельщиков;
д) VI тур конкурс капитанов «Почему необходимо знать историю своей Родины?»
5. Подведение итогов;
6. Заключительное слово.
Присутствующие: ученики 7абв классов ГСШ №2.
Гости, жюри, учащиеся, учителя.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели мероприятия.
Приветствую Вас уважаемые гости, жюри, учащиеся.
Характеризуя народную культуру абхазов, русский писатель Константин Симонов писал: «У абхазов большая история и древняя, уходящая в глубину народная культура».
Можно спорить о наличии или отсутствии элемента преувеличения в словах писателя, но, во-первых, несомненно одно: первые упоминания об абхазах содержатся в ассирийской надписи XII века до н.э. (это надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I) под именем «абешла», в античных греко-римских источниках I-II вв. н.э. зафиксированы «апсилы» и «абасги». На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы «апсуа» (самоназвание абхазов), «абаза» (самоназвание абазин, родственных абхазам), «обезы» русских и «абхазы» грузинских летописей.
Во-вторых, многие видные путешественники, писатели свидетельствуют о том, что с древнейших времён красота этого края привлекала творческую мысль, рождала литературные сюжеты, что подтверждается и известными словами А. П. Чехова о том, что в Абхазии «природа удивительная до бешенства…», что «из каждого кустика … на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов».
Свою родину абхазы называют «Апсны» - страна души.
Самобытная природа Абхазии сыграла важную роль в формировании менталитета абхазов, только ему свойственно «апсуара» (морально-этический кодекс народа).
Понятие апсуара зародилось в народе ещё в далёком прошлом. В письменных источниках это слово впервые использовал в 1920 г. основоположник художественной абхазской литературы Дмитрий Иосифович Гулиа.
Сегодня в абхазском обществе, рассуждая о нравственных ценностях, об основах традиционной культуры, о лучших качествах человека, используют слово апсуара. Апсуара включает черты идеальной личности – честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважении к старшим, скромность и терпении.
Таким образом, нам сегодня предстоит содействовать формирование у учащихся убеждения о необходимости повышения знаний по истории Абхазии через рассмотрение этнографического материала (абхазских сказок) и внутрипредметные связи (повторение пройденного материала).
2. Изложение нового материала.
А теперь предлагаю проверить, а заодно повысить ваши знания по истории Абхазии. Для этого проведем интересный урок-турнир на тему:
Знать историю обязан каждый!
Команда 7а класса: Шванба Екатерина, Ивануса Виктория, Титова Дарина, Бондаренко Геннадий, Джевага Егор, Казанджян Элизабет.
Команда 7б класса: Кчач Эрик, Хишба Эрик, Диланян Армен, Косян Павел, Овакимян Маня, Григорян Виктория.
Команда 7в класса: Папазян Аделина, Терзян Светлана, Губаз Астамур, Закревская Елизавета, Харазия Виола, Аристава Руслан.
Жюри: Ажиба И. М. (директории школы), Барциц Т. П. (зам.директора по учебно-воспитательной работе), Мусиев Г. М. (учитель истории).
Гости: Башаран колледж-интернат им. В.Г. Ардзинба - Капш О. Н. (заведующий воспитательной частью, учитель русского языка и литературы), Бей Ахмет (воспитатель), ученики 7аб классов из г.Сухум, Гудаута, Гагра.
3. Интерактивный урок-турнир на тему:
1) I тур «Апсны – страна души»
Каждая команда представляет заранее подготовленное стихотворение об Абхазии;
7а класс –Казанджян Элизабет; 7б класс – Григорян Виктория; 7в класс – Аристава Руслан.
2) II тур «Абхазские сказки»
«Как образовалось озеро Рица»; «Абраскил»; «Лекарь Лукман»; «Рождение нарта Сасрыквы»; «Джамхух – сын оленей» Х. Бгажба, «Алашара» Сухуми-1974
«Ацаны» Ш. Инал-ипа, Х. Бгажба, «Алашара» Сухуми-1974
По жребию определяется, какая команда начинает отвечать первой на вопросы:
1. Беспощаден был Абрскил к угнетателям и злым людям, но не хотел он мириться и с богом. Он носился высоко в небе на своем боевом коне, рубил шашкой облака и высекал из них молнии. Если на земле путь ему преграждала цепкая лиана, перекинувшаяся с дерева на дерево, он разрубал её, чтобы ему не приходилось нагибаться и чтобы люди не подумали: Вот Абрскил склоняет голову перед богом.
Вопрос: как звали боевого коня Абрскила? (Араш)
2. Когда-то Абхазию населял исчезнувший народ. Жили они в горах и, говорят, были настолько малорослы, что лазили на папоротники, чтобы рубить их ветки. Жили они беззаботно, не боялись, ни с кем не считались, даже бога у них не было.
Вопрос: о каком исчезнувшем народе говорится в отрывке? (Ацаны)
3. Едва человек появился на свет, он стал думать, как бы ни умереть с голоду, как согреться в студёный день и найти лекарства от хвори. Чем больше становилось людей, тем больше появлялось болезней.
Вот в эту-то пору и появился лекарь по имени…
Вопрос: назовите имя лекаря? (Лукман)
4. Об этом месте старики рассказывают предание, услышанное от прадедов своих. На ней жили гордые и скупые люди из рода Апшисба. Все они жили богато, кроме одной многодетной вдовы. Бедная женщина трудилась день и ночь, чтобы прокормить ребятишек и все же не могла им дать вдоволь еды.
Вопрос: о каком месте говорится в отрывку? (озеро Рица)
5. Качается колыбель, качается…
Спокойно засыпает ребенок, чудом рожденный,
Направо – дыгу-дыгу, налево - дыгу-дыгу!
Расти, как вешний день,
Расти, как зимняя ночь,
Луна роняет свои лучи в колыбель.
Направо – дыгу-дыгу, налево - дыгу-дыгу!
Вопрос: о каком чудом рожденном ребенке поется в этой колыбельной песне? (о нарте Сасрыква)
6. Было это давным-давно. Жил в то время на свете одни владетельный князь. Однажды в сопровождении своих дворовых он охотился в горах. Долго ходили охотники по горным тропам, и досталась им богатая добыча: серны и косули. Пошли охотники в обратный путь, спустились на зеленую поляну.
Видят: на краю поляны греется на солнце олениха с оленятами. Обрадовались охотники и стали осторожно к ней подбираться. Старый князь впереди. Смотрит он: что за диво? Среди оленят голый мальчик играет с ними, словно их брат.
Очень удивились охотники, и захотелось им поближе поглядеть на мальчика.
Владетельный князь крикнул:
- Не стреляйте в оленей! Поймаем этого мальчика живым, узнаем, кто он такой.
Олениха с оленятами завидела людей и стрелой помчалась в лес. Побежал с ними и мальчик. Быстрые ноги были у него, но все он отстал от оленей, и охотникам удалось его настигнуть.
У старого князя не было детей. Вот он и решил оставить мальчика у себя.
Вопрос: Почему же этот ребенок оказался в лесу среди оленят? ( А вот почему. Во время одного вражеского набега на село многие жители попали в плен. Попала вместе с другими в плен и одна женщина. В дороге она родила сына, но безжалостные враги вырвали у нее из рук ребенка и бросили в лесу. Недалеко от этого места, где был брошен ребенок, паслась олениха с оленятами. Она подошла к мальчику, обнюхала его и накормила своим молоком. После этого олениха часто приходила к нему и кормила его, пока он не стал ходить. Мальчик привык к оленятам и вместе с ними всюду следовал за своей спасительницей и кормилицей).
7. Дедушка ацанов, которому было триста лет, сказал:
- Что может победить ацанов? И добавил, больше нет на земле силы, которая смогла бы нас победить!
Вопрос: что может победить ацанов? (если выпадет ватный снег и если он загорится, тогда, может, быть мы тоже сгорим)
8.