+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Интерактивный урок-турнир "Знать историю обязан каждый

Автор: Календжян Эвелина Андреевна

Гагрская средняя школа №2 им. В. И. Попкова

Интерактивный урок-турнир на тему: «Знать историю  обязан каждый!».

Учитель истории первой категории: Календжян Эвелина Андреевна

Дата проведения:  октября 2015 год

7абв классы

 

Цель мероприятия:

ü    Содействовать формированию у учащихся убеждения о необходимости повышения знаний по истории Абхазии через рассмотрение этнографического материала (абхазских сказок)  и внутрипредметные   связи (повторение пройденного материала).

ü    Задачи мероприятия:

1)                Образовательные:

ü    ознакомление с понятием, видами этнографического материала (абхазских сказок);

ü    показать роль истории Абхазии  в вопросе воспитания подрастающего поколения.

 

2)                Развивающие:

ü    развитие умения сравнивать, анализировать, делать вывод;

ü    развитие коммуникативных навыков;

ü    развитие ораторских способностей, лидерских качеств;

ü    развитие умений работать в команде.

 

3)                Воспитательные:

ü    воспитание  культуры  национального  поведения в условиях современного мира;

ü    воспитание культуры общения.

 

Технологии: ИКТ.

Методы: словесный, наглядный, интерактивный.

Время реализации мероприятия: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы:

ü    Учебный класс;

ü    Компьютер с мультимедийным проектором, экран;

ü    Художественная литература; учебное пособие;

ü    Презентация к уроку в программе PowerPoint;

ü    Раздаточный материал для учащихся (приложение №1, листы А4, ручки).

 

Структура мероприятия:

1.     Организационный момент;

2.     Сообщение темы и цели мероприятия;

3.     Изложение нового материала;

4.     Интерактивный урок-турнир на тему: «Знать историю - обязан каждый!»;

          а) I тур «Апсны – страна души»;

          б) II тур «Абхазские сказки»;

 в) III тур «Подбери правильный ответ»;

 г) V тур для болельщиков;

 д) VI тур конкурс капитанов «Почему необходимо знать историю своей Родины?»

5.     Подведение итогов;

6.     Заключительное слово.

Присутствующие: ученики 7абв  классов ГСШ №2.

Гости, жюри, учащиеся, учителя.

 

 

Ход мероприятия.

 

1.     Организационный момент. 

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели мероприятия.

Приветствую Вас уважаемые гости, жюри, учащиеся.

Характеризуя  народную культуру абхазов, русский писатель Константин Симонов писал: «У абхазов большая история  и  древняя, уходящая в глубину народная культура».

Можно спорить о наличии или отсутствии элемента преувеличения в словах писателя, но, во-первых, несомненно одно: первые упоминания об абхазах содержатся в ассирийской надписи XII века до н.э. (это надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I) под именем «абешла», в античных греко-римских источниках I-II вв. н.э. зафиксированы «апсилы» и «абасги». На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы «апсуа» (самоназвание абхазов), «абаза» (самоназвание абазин, родственных абхазам), «обезы» русских и «абхазы» грузинских летописей.

Во-вторых, многие видные путешественники, писатели  свидетельствуют о том, что с древнейших времён красота этого края привлекала творческую мысль, рождала литературные сюжеты, что подтверждается и известными словами А. П. Чехова о том, что в Абхазии «природа удивительная до бешенства…», что «из каждого кустика … на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов».

 Свою родину абхазы называют «Апсны» - страна души.

Самобытная природа Абхазии сыграла важную роль в формировании менталитета абхазов, только ему свойственно «апсуара» (морально-этический кодекс народа).

           Понятие апсуара зародилось в народе ещё в далёком прошлом. В письменных источниках это слово впервые использовал в 1920 г. основоположник художественной абхазской литературы Дмитрий Иосифович Гулиа.

Сегодня в абхазском обществе, рассуждая о нравственных ценностях, об основах традиционной культуры, о лучших качествах человека, используют слово апсуара. Апсуара включает черты идеальной личности – честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважении к старшим, скромность и терпении.

 Таким образом, нам сегодня предстоит  содействовать формирование у учащихся убеждения о необходимости повышения знаний  по истории Абхазии через рассмотрение этнографического материала (абхазских сказок)  и внутрипредметные   связи (повторение пройденного материала).

2.     Изложение нового материала.

А теперь предлагаю проверить, а заодно повысить ваши знания по истории Абхазии. Для этого проведем интересный урок-турнир на  тему:

Знать историю обязан каждый!

 

Команда 7а класса: Шванба Екатерина, Ивануса Виктория, Титова Дарина, Бондаренко Геннадий, Джевага Егор,  Казанджян Элизабет.

Команда 7б класса: Кчач Эрик, Хишба Эрик, Диланян Армен, Косян Павел, Овакимян Маня, Григорян Виктория.

Команда 7в класса: Папазян Аделина, Терзян Светлана, Губаз Астамур, Закревская Елизавета, Харазия Виола,  Аристава Руслан.

 

Жюри: Ажиба И. М. (директории школы), Барциц Т. П. (зам.директора по учебно-воспитательной  работе), Мусиев Г. М. (учитель истории).

Гости:  Башаран колледж-интернат им. В.Г. Ардзинба - Капш О. Н. (заведующий  воспитательной  частью, учитель русского языка и литературы), Бей Ахмет (воспитатель), ученики 7аб классов из г.Сухум, Гудаута, Гагра.

 

3.     Интерактивный урок-турнир на тему:

 

1)                I тур «Апсны – страна души»

Каждая команда представляет  заранее подготовленное стихотворение об  Абхазии;

7а класс –Казанджян Элизабет; 7б класс – Григорян Виктория; 7в класс – Аристава Руслан.

 

2)                II тур «Абхазские сказки»

«Как образовалось озеро Рица»; «Абраскил»;  «Лекарь Лукман»; «Рождение нарта Сасрыквы»; «Джамхух – сын оленей» Х. Бгажба, «Алашара» Сухуми-1974

 «Ацаны» Ш. Инал-ипа, Х. Бгажба, «Алашара» Сухуми-1974

По жребию определяется, какая команда начинает отвечать первой  на вопросы:

1.                 Беспощаден был Абрскил к угнетателям и злым людям, но не хотел он мириться и с богом. Он носился высоко в небе на своем боевом коне, рубил шашкой облака и высекал из них молнии. Если на земле  путь ему преграждала цепкая лиана, перекинувшаяся с дерева на дерево, он разрубал её, чтобы ему не приходилось нагибаться и чтобы люди не подумали: Вот Абрскил склоняет голову перед богом.

Вопрос: как звали  боевого коня Абрскила? (Араш)

2.                 Когда-то Абхазию населял исчезнувший  народ. Жили они в горах и, говорят, были настолько малорослы, что лазили на папоротники, чтобы рубить их ветки. Жили они беззаботно,  не боялись, ни с кем не считались, даже бога у них не было.

Вопрос: о каком исчезнувшем  народе говорится в отрывке? (Ацаны)

3.                 Едва человек появился на свет, он стал думать, как бы ни умереть с голоду, как согреться в студёный день и найти лекарства от хвори. Чем больше становилось людей, тем больше появлялось болезней.

Вот в эту-то пору и появился лекарь по имени…

Вопрос: назовите имя лекаря? (Лукман)

4.                 Об этом месте старики рассказывают предание, услышанное от прадедов своих. На ней жили гордые и скупые люди из рода Апшисба. Все они жили богато, кроме одной многодетной вдовы. Бедная женщина трудилась день и ночь, чтобы прокормить ребятишек и все же не могла им дать вдоволь еды.

Вопрос: о каком месте говорится в отрывку? (озеро Рица)

5.                 Качается колыбель, качается…

Спокойно засыпает ребенок, чудом рожденный,

Направо – дыгу-дыгу, налево - дыгу-дыгу!

Расти, как вешний день,

Расти, как зимняя ночь,

Луна роняет свои лучи в колыбель.

Направо – дыгу-дыгу, налево - дыгу-дыгу!

Вопрос:  о каком чудом рожденном ребенке поется в этой колыбельной песне? (о нарте  Сасрыква)

6.                 Было это давным-давно. Жил в то время на свете одни владетельный князь. Однажды в сопровождении своих дворовых он охотился в горах. Долго ходили охотники по горным тропам, и досталась им богатая добыча: серны и косули. Пошли охотники в обратный путь, спустились на зеленую поляну.

Видят: на краю поляны греется на солнце олениха с оленятами. Обрадовались охотники и стали осторожно к ней подбираться. Старый князь впереди. Смотрит он: что за диво? Среди оленят голый мальчик играет с ними, словно их брат.

Очень удивились охотники, и захотелось им поближе поглядеть на мальчика.

Владетельный князь крикнул:

- Не стреляйте в оленей! Поймаем этого мальчика живым, узнаем, кто он такой.

Олениха с оленятами завидела людей и стрелой помчалась в лес. Побежал с ними и мальчик. Быстрые  ноги были у него, но все он отстал от оленей, и охотникам удалось его настигнуть.

У старого князя не было детей. Вот он и решил оставить мальчика у себя.

Вопрос: Почему же этот ребенок оказался в лесу среди оленят? ( А вот почему. Во время одного вражеского набега на село многие жители попали в плен. Попала вместе с другими в плен и одна женщина. В дороге она родила сына, но безжалостные враги вырвали  у нее из рук ребенка и бросили в лесу. Недалеко от этого места, где был брошен ребенок, паслась олениха с оленятами. Она подошла к мальчику, обнюхала его и накормила своим молоком. После этого олениха часто приходила к нему и кормила его, пока он не стал ходить. Мальчик привык к оленятам и вместе с ними всюду следовал за своей спасительницей и кормилицей).

7.     Дедушка ацанов, которому было триста лет, сказал:

- Что может победить ацанов? И добавил,  больше нет на земле силы, которая смогла бы нас победить!

Вопрос: что может победить ацанов? (если выпадет ватный снег и если он загорится,  тогда, может,  быть мы тоже сгорим)

8.