+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мастер-класс по словесности "Сказка как элемент в воспитании нравственности

Автор: Аврамко Аина Юрьевна

Цель мастер класса.  Сформировать у обучающихся представление о сказках как о средстве духовно-нравственного воспитания личности.

Задачи:

Образовательные: дать подробное определение понятия «нравственность».

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, навыков анализирования, выделения главного, обобщения; развивать умение  мыслить абстрактно.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к труду, чувство ответственности, развивать интерес к предмету; научить делать выводы и самопроверку с самооценкой; способствовать формированию навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми.

 

 

                                        Ход мастер – класса

 

I.                   Организационный этап.

 

Приветствие участников мастер - класса, сообщение темы, цели и задач обучения.

-Здравствуйте, я рада видеть вас на мастер-классе, на котором вы заново познакомитесь со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сегодня мы более детально поговорим с вами  о том, что именно автор данной сказки хотел донести до нас, чему пытается научить нас через ситуации, о которых говорится в произведении.

 

II.                Актуализация знаний.

 

-Вспомните, какие сказки А.С Пушкина вы знаете?

-Назовите, какие из них мы с вами изучали?

-Художественные иллюстрации, каких сказок А.С Пушкина я вам показываю? ( На интерактивной доске появляются слайды с изображением фрагментов из сказок А.С.Пушкина).

-Давайте определимся, чему именно учат нас все эти сказки? Что у них общего?

-Какие главные положительные и отрицательные герои в этих сказках?

 

III.             Новая тема.

 

-Сначала мы вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

 -Просмотр мультфильма Михаила Цехановского производство студии «Союзмультфильм» 1950 года экранизация одноимённой сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Обсуждение главных героев. Выявление нравственных качеств главных героев.

-Разбор ситуаций сложившихся в данной сказке впоследствии выбора каждого героя. Разговор на тему: куда приводят мечты?

 

Задание: Творческая работа. Написание мини-сказки с поучительным сюжетом и ярко выраженными нравственными качествами главных героев.

-Разбор и описание собственных нравственных качеств участников мастер-класса.

 

Обсуждение результатов и формулирование:

 

Сегодня мы на примере сказки А. С. Пушкина разобрали нравственные качества человека. Каждый для себя узнал что-то новое и сделал определенные выводы. Один из выводов заключается в том, что, читая любую сказку, мы должны задуматься, а какой смысл автор вкладывал, что хотел донести до нас. Мы должны анализировать прочитанное и учиться на ошибках героев. Ведь мы убедились сегодня, что сказка учит нас добру,  даже если мы этого и не замечаем.

 

IV.      Закрепление изученного материала

 

Что же такое нравственность? Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Что же такое моральное качество?

Моральные качества – это совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. Другими словами – выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение. Моральные качества – это, то важное, по которому нас оценивают окружающие люди.

Все моральные качества можно условно разделить на 3 категории: «Можно», «Нельзя» и «Нужно». Категория «Можно» — это все те качества, которые не вступают в противоречия с внутренними убеждениями человека и соответствуют нормам и правилам, установленным в обществе. Эти качества не причиняют никому вреда. Некоторые из них определены как права личности и закреплены правовыми законами. К этой категории относят честь, достоинство, справедливость, совесть.

К категории «Нельзя» относятся качества, которые вызывают личностную неприязнь и противоречат устоям общества. Такие качества осуждаются общественной моралью и, кроме того, они также закреплены в правовом отношении и влекут за собой уголовную или административную ответственность. К таким моральным качествам можно отнести стяжательство, зависть, бесстыдство.

И, наконец, категория «Нужно» подразумевает наличие таких моральных качеств, которые побуждают человека действовать определенным способом, даже если это не соответствует внутренним установкам личности, но имеет высокую общественную значимость. Невыполнение требований, установленных перед личностью, может привести к нарушению норм и правил поведения и привести к наказанию. Моральные качества, относящиеся к этой категории, это долг и ответственность.

 

 

V.       Список использованной литературы

 

1.Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. [Электронный ресурс].- Код доступа: URL:HTTP://xn--ilabbnckbmc19fb.xn--plai/article/414591/

2.Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. -М.: Совершенство,2011.

3. Пути анализа литературного произведения. Под. ред. Егорова Б.Ф. -М: Просвещение, 2011.

4.Тихомирова И.И. Воспитание сказками Пушкина. // Дошкольное воспитание № 2. -2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длительность мастер-класса . 1 час.