Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении
Автор: Кузнецова Анна Юрьевна
Для успешной и продуктивной работы детского сада по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) дошкольников необходимо направлять деятельность педагогов в этом направлении, обеспечивать взаимодействие в образовательном процессе с воспитанниками.
Обратимся к понятию ЗОЖ – это целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья, а также повышение адаптационных способностей организма [4].
Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) [6].
Рассмотрим понятие «взаимодействие». В педагогическом словаре под педагогическим взаимодействием понимается личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [4].
По мнению А.Г. Асмолова педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, в виде соперничества между участниками в процессе ориентированной деятельности [1].
Таким образом, педагогическая деятельность - это сложное и многообразное явление, в осуществлении которого задействованы все участники педагогического процесса.
Сущность взаимодействия педагога и ребенка в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.
Рассмотрим современные психолого-педагогические подходы к понятию «взаимодействие».
В учебном пособии Брехмана И.И. «Введение в валеологию - науку о здоровье» представлена одна из особенностей деятельности педагога по формированию ЗОЖ является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого [2].
В издательстве Московского университета указано, что одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Индивидуальные усилия отдельных воспитателей, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня дошкольного учреждения. Единство воспитателей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту материальную базу, на которой основывается единство действий учителей. [5]
В истории педагогической мысли взаимодействие педагога и ребенка рассматривалось в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
Выделенные особенности деятельности педагога подчеркивают уникальность, и позволяют сформулировать основные задачи по работе с дошкольниками, которые зависят от воспитательных целей и задач, а также направлений, по которым работает дошкольное образовательное учреждение.
Педагогическое взаимодействие с ребенком представляется в циклическом взаимодействии различных служб образовательного учреждения, в данном случае (физкультурно-оздоровительной, медицинской в решении задач, связанных с приобщением семей дошкольников к здоровому образу жизни) [6].
Согласно ст. 29 Федерального закона «Об образовании РФ функционирование дошкольной образовательной организации предполагает информационную открытость образовательной организации [7].
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив дошкольного образования стремится к своему становлению, как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия с ребенком по формированию здорового образа жизни.
Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия педагога и ребенка будет эффективным, если обеспечены особенности взаимодействия педагога и ребенка, организовано сотрудничество специалистов, воспитателей, обогащены знания педагогов и специалистов по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития//Дошкольное воспитание. – 1994. – №1. – с.5.
2. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98.
3. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:Академия, 2000. – 160 с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2000.
5. Научный журнал № 3 / 1968. – Москва: Издательство Московского университета (МГУ), 1968. – 45 с.
6. Студопедия. [Электронный ресурс]. http://studopedia.ru/
7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».