+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Информационно- коммуникационные технологии как средство развития математического представления у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Геворгян Анна Самвеловна

А.С. Геворгян

4 курс, 44.02.01 Дошкольное образование, ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»

Руководитель – Е.В. Глазырина - преподаватель колледжа

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Если сегодня будем учить так,

 как учили вчера, мы украдём

у наших детей завтра.

Джон Дьюи

В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения1 указаны требования к активному использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на содержание, формы и методы обучения и воспитания.

Педагогические возможности информационных технологий по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебно-воспитательного процесса.

Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий при объяснении, закреплении и обобщении материала в непосредственно-образовательной деятельности позволяет повысить восприятие материала, что положительно отражается на познавательной мотивации и эффективности учебно-воспитательного процесса.

При изучении информационно – коммуникационных технологий, используемых с детьми дошкольного возраста, мы обращались к трудам С.Л. Новоселовой2, О.С Фомичевой3, Т.С.Комаровой4, Т.В. Калининой5,6, Ю.М. Горвиц7,8.

Указанные авторы рассматривают, какие информационно – коммуникационные технологии используются при работе с детьми дошкольного возраста, также обращают внимание на то, что формирование интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами информационно – коммуникационных технологий.

Исходя из вышесказанного, тема исследования «Информационно - коммуникационные технологии как средство развития математического представления у детей старшего дошкольного возраста» актуальна, но на данный момент недостаточна изучена.

Отсюда возникает проблема исследования: какова роль информационно - коммуникационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: экспериментально изучить эффективность использования информационно – коммуникационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности как средства математического развития у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что математическое развитие детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе их обучения будут целенаправленно и комплексно использоваться информационно – коммуникационные технологии.

Задачи исследования:

1.                Изучить особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста.

2.                Охарактеризовать требования к обучающим и развивающим компьютерным программам для дошкольников

3.                Рассмотреть педагогические условия использования информационно – коммуникационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

4.                Выявить эффективность интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством информационно – коммуникационных технологии.

Для решения намеченных задач были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический – анализ литературы; эмпирический – наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

В первой части нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологии как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста. Изучили литературу по теме исследования, поставили цели и определили задачи исследования, определили направление эксперимента, подобрали и разработали методики для диагностики начального и конечного уровня математического развития у детей старшего дошкольного возраста.

Во второй части нашей работы. Разработали конспекты, наглядные материалы, упражнения с использованием информационно-коммуникационных технологий для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Во второй главе, практической, с целью подтверждения гипотезы о том, что ИКТ способствует развитию математического представления у   детей старшего дошкольного возраста, была проведена опытно-исследовательская работа на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Для исследования были сформированы две группы испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа – это дети подготовительной к школе группы.

Исследование проводилось в 3 этапа:

·                   На первом этапе исследования проведен констатирующий эксперимент, в котором выявлен начальный уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста по методике МЭДИС в экспериментальной и контрольной группах.

Анализ математического развития у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) позволил нам сделать вывод, что высокий уровень развития математических представлений имеют 26,6 % (3ребенка) из экспериментальной группы, и 26% (3 детей) из контрольной группы.

Средний уровень развития был отмечен у 40,1% (4 детей) в экспериментальной группе и 41 % (4 детей) в контрольной группе.

Низкий уровень развития был выявлен у 33,3 % (3 детей) в экспериментальной группе, и 33% (3 детей) в контрольной группе.

Таким образом, по итогам исследования, был сделан вывод о том, что дети, как в экспериментальной, так и в контрольной группах имеют схожие показатели и нуждаются в развитии математической и интеллектуальной сферы.

·                   Второй этап – формирующий эксперимент.

 Его задачи:

-                   внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;

-                   развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

-                   развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

-                   развивать воображение и творческие способности.

·                   На третьем этапе с целью изучения эффективности проведения занятий с использованием информационно – коммуникационных технологии на формирующем этапе и выявления эффективности использования средств ИКТ при математическом развитии детей старшего дошкольного возраста, было проведено контрольное исследование. В данном этапе снова участвовали дети экспериментальной и контрольной групп. Была использована та же методика, что на констатирующем этапе обследования.

Анализ данных позволил сделать вывод, что высокий уровень развития математических способностей имеют 46,7 % (5 детей) из экспериментальной группы, и 33,3% (3 детей) из контрольной группы.

Средний уровень развития математических способностей был отмечен у 33,3% (ребенка) в экспериментальной группе и 46,7 % (5 детей) в контрольной группе.

Низкий уровень развития интеллектуальных умений был выявлен у 20 % (2 детей) в экспериментальной группе, и 20% (2 детей) в контрольной группе.

Можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы после проведения цикла занятий с использованием ИКТ, увеличили уровень математического развития, по сравнению с контрольной группой, в которой работа проводилась без использования ИКТ.

Мы разделяем позицию ученых, которые говорят о том, что ИКТ технологии играют огромное значение в жизни ребенка, потому что они окружают сегодня его в повседневной жизни. И мы, зная об этом, должны использовать ИКТ технологии в своей педагогической деятельности, учитывая при этом все необходимые условия, требования к ним, не забывать о здоровье ребенка, не перегружать ими, использовать их в нужное время, в ограниченном количестве. В результате исследования были определены педагогические условия для интеллектуального развития по средствам использования ИКТ технологий и обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения поставленных задач. Ребята были увлечены новым, неизвестным еще для них материалом, красочно оформленным, сопровождающийся музыкой видеороликами и эффектами анимации.

Образовательная деятельность проходит оживленнее с использованием ИКТ технологий, дети с удовольствием отвечают на вопросы пройденного материала и ждут, что будет дальше, интрига сохраняется на протяжении отведенного времени на образовательную деятельность. Работа с мультимедийным оборудованием, интересна, стала не только детям, но и воспитателям. Дети желали работать с презентацией, не боялись выходить к ней, хотелось бы отметить, что дети, которые раньше испытывали стеснения, неуверенные были в правильном ответе, активизировались. У этих ребят был более ярко выражен интерес к данным образовательным областям, к которым раньше они интерес испытывали только тогда, когда материал для них был доступным в их понимании. Дети стали раскрываться с другой для нас стороны, стали более открытыми, интересными в повседневной жизни. Мы для детей стали союзниками, друзьями, мы стали сами испытывать интерес к данным технологиям. А что можно говорить о словарном запасе - словарный запас наших детей, стал шире, они могут использовать в своей речи такие слова как проектор, установка, экран, клавиатура, колонки и др.

Если изначально создание презентации к образовательной деятельности занимала достаточно много времени, то на данный момент составить яркую презентацию, со спецэффектами не составляет труда, а вызывает даже желание подготовить материал, необходимый для проведения уникальной и интересной образовательной деятельности не только для педагога, но и ребенка.

 

 

Список литературы

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.13.06.2014 [Текст]. – М.: Просвещение, 2013.

2.     Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова. - М.: Новая школа, 1997. – 126 с.

3.     Фомичева, О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке[Текст] / О. С. Фомичева.  -М.: Гелиос АРВ, 2000.

4.     Комарова, Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5.     Калинина, Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» [Текст]/ Т. В. Калинина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6. - С.32. 

6.     Калинина, Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве [Текст]. – М.: Сфера, 2008.

7.     Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]. — м.: Линка-пресс, 1998. — 328 с

8.     Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто [Текст] / Горвиц Ю.М. //Очаг. — 1995. — №3. — с. 80-81.