Информационно- коммуникационные технологии как средство развития математического представления у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Геворгян Анна Самвеловна
А.С. Геворгян
4 курс, 44.02.01 Дошкольное образование, ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Руководитель – Е.В. Глазырина - преподаватель колледжа
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Если сегодня будем учить так,
как учили вчера, мы украдём
у наших детей завтра.
Джон Дьюи
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения1 указаны требования к активному использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на содержание, формы и методы обучения и воспитания.
Педагогические возможности информационных технологий по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебно-воспитательного процесса.
Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий при объяснении, закреплении и обобщении материала в непосредственно-образовательной деятельности позволяет повысить восприятие материала, что положительно отражается на познавательной мотивации и эффективности учебно-воспитательного процесса.
При изучении информационно – коммуникационных технологий, используемых с детьми дошкольного возраста, мы обращались к трудам С.Л. Новоселовой2, О.С Фомичевой3, Т.С.Комаровой4, Т.В. Калининой5,6, Ю.М. Горвиц7,8.
Указанные авторы рассматривают, какие информационно – коммуникационные технологии используются при работе с детьми дошкольного возраста, также обращают внимание на то, что формирование интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами информационно – коммуникационных технологий.
Исходя из вышесказанного, тема исследования «Информационно - коммуникационные технологии как средство развития математического представления у детей старшего дошкольного возраста» актуальна, но на данный момент недостаточна изучена.
Отсюда возникает проблема исследования: какова роль информационно - коммуникационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: экспериментально изучить эффективность использования информационно – коммуникационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности как средства математического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что математическое развитие детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе их обучения будут целенаправленно и комплексно использоваться информационно – коммуникационные технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать требования к обучающим и развивающим компьютерным программам для дошкольников
3. Рассмотреть педагогические условия использования информационно – коммуникационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством информационно – коммуникационных технологии.
Для решения намеченных задач были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический – анализ литературы; эмпирический – наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
В первой части нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологии как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста. Изучили литературу по теме исследования, поставили цели и определили задачи исследования, определили направление эксперимента, подобрали и разработали методики для диагностики начального и конечного уровня математического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй части нашей работы. Разработали конспекты, наглядные материалы, упражнения с использованием информационно-коммуникационных технологий для математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе, практической, с целью подтверждения гипотезы о том, что ИКТ способствует развитию математического представления у детей старшего дошкольного возраста, была проведена опытно-исследовательская работа на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
Для исследования были сформированы две группы испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа – это дети подготовительной к школе группы.
Исследование проводилось в 3 этапа:
· На первом этапе исследования проведен констатирующий эксперимент, в котором выявлен начальный уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста по методике МЭДИС в экспериментальной и контрольной группах.
Анализ математического развития у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) позволил нам сделать вывод, что высокий уровень развития математических представлений имеют 26,6 % (3ребенка) из экспериментальной группы, и 26% (3 детей) из контрольной группы.
Средний уровень развития был отмечен у 40,1% (4 детей) в экспериментальной группе и 41 % (4 детей) в контрольной группе.
Низкий уровень развития был выявлен у 33,3 % (3 детей) в экспериментальной группе, и 33% (3 детей) в контрольной группе.
Таким образом, по итогам исследования, был сделан вывод о том, что дети, как в экспериментальной, так и в контрольной группах имеют схожие показатели и нуждаются в развитии математической и интеллектуальной сферы.
· Второй этап – формирующий эксперимент.
Его задачи:
- внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
- развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
- развивать воображение и творческие способности.
· На третьем этапе с целью изучения эффективности проведения занятий с использованием информационно – коммуникационных технологии на формирующем этапе и выявления эффективности использования средств ИКТ при математическом развитии детей старшего дошкольного возраста, было проведено контрольное исследование. В данном этапе снова участвовали дети экспериментальной и контрольной групп. Была использована та же методика, что на констатирующем этапе обследования.
Анализ данных позволил сделать вывод, что высокий уровень развития математических способностей имеют 46,7 % (5 детей) из экспериментальной группы, и 33,3% (3 детей) из контрольной группы.
Средний уровень развития математических способностей был отмечен у 33,3% (ребенка) в экспериментальной группе и 46,7 % (5 детей) в контрольной группе.
Низкий уровень развития интеллектуальных умений был выявлен у 20 % (2 детей) в экспериментальной группе, и 20% (2 детей) в контрольной группе.
Можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы после проведения цикла занятий с использованием ИКТ, увеличили уровень математического развития, по сравнению с контрольной группой, в которой работа проводилась без использования ИКТ.
Мы разделяем позицию ученых, которые говорят о том, что ИКТ технологии играют огромное значение в жизни ребенка, потому что они окружают сегодня его в повседневной жизни. И мы, зная об этом, должны использовать ИКТ технологии в своей педагогической деятельности, учитывая при этом все необходимые условия, требования к ним, не забывать о здоровье ребенка, не перегружать ими, использовать их в нужное время, в ограниченном количестве. В результате исследования были определены педагогические условия для интеллектуального развития по средствам использования ИКТ технологий и обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения поставленных задач. Ребята были увлечены новым, неизвестным еще для них материалом, красочно оформленным, сопровождающийся музыкой видеороликами и эффектами анимации.
Образовательная деятельность проходит оживленнее с использованием ИКТ технологий, дети с удовольствием отвечают на вопросы пройденного материала и ждут, что будет дальше, интрига сохраняется на протяжении отведенного времени на образовательную деятельность. Работа с мультимедийным оборудованием, интересна, стала не только детям, но и воспитателям. Дети желали работать с презентацией, не боялись выходить к ней, хотелось бы отметить, что дети, которые раньше испытывали стеснения, неуверенные были в правильном ответе, активизировались. У этих ребят был более ярко выражен интерес к данным образовательным областям, к которым раньше они интерес испытывали только тогда, когда материал для них был доступным в их понимании. Дети стали раскрываться с другой для нас стороны, стали более открытыми, интересными в повседневной жизни. Мы для детей стали союзниками, друзьями, мы стали сами испытывать интерес к данным технологиям. А что можно говорить о словарном запасе - словарный запас наших детей, стал шире, они могут использовать в своей речи такие слова как проектор, установка, экран, клавиатура, колонки и др.
Если изначально создание презентации к образовательной деятельности занимала достаточно много времени, то на данный момент составить яркую презентацию, со спецэффектами не составляет труда, а вызывает даже желание подготовить материал, необходимый для проведения уникальной и интересной образовательной деятельности не только для педагога, но и ребенка.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.13.06.2014 [Текст]. – М.: Просвещение, 2013.
2. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова. - М.: Новая школа, 1997. – 126 с.
3. Фомичева, О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке[Текст] / О. С. Фомичева. -М.: Гелиос АРВ, 2000.
4. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5. Калинина, Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» [Текст]/ Т. В. Калинина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6. - С.32.
6. Калинина, Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве [Текст]. – М.: Сфера, 2008.
7. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]. — м.: Линка-пресс, 1998. — 328 с
8. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто [Текст] / Горвиц Ю.М. //Очаг. — 1995. — №3. — с. 80-81.