Конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного материала
Автор: Липко Татьяна Васильевна
Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторение изученного материала.
Урок русского языка в 5 классе
(Использование элементов технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, групповой технологии, информационно-коммуникационной и межпредметных связей: литература, искусство)
Цель урока: повторить материал, изученный в разделе «Синтаксис и пунктуация»: теоретический материал и отработать практические навыки синтаксического разбора предложений, морфемного разбора и фонетического разбора. Обратить внимание на постановку знаков препинания при однородных членах предложения при наличии обобщающих слов.
Воспитательная цель:
нравственное и эстетическое воспитание.
(Воспитательная цель отображена в девизе к уроку и направлена на формирование всесторонне-развитой личности, сочетающей в себе нравственные качества и эстетический вкус).
Развивающая цель: развитие познавательных способностей учеников.
Тип урока: урок-игра
Оборудование урока: проектор; кактус-комнатное растение; выставка рисунков учащихся; презентация к уроку, колесо удачи, ноутбук, жетоны, грамоты, переходящий кубок.
Девиз урока:
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли»
А.П.Чехов.
Ход урока:
I. Организационный момент
Сегодня мы проведём с вами урок-игру. Это не развлечение, забава, а деловая игра. Играя, мы должны решить много важных задач.
Чем же мы будем заниматься на уроке?
Учитель раскрывает перед учениками доску, на которой написано:
Москва столица России.
величественная Москва
- Что написано на доске?
- Какой раздел науки изучает словосочетание и предложение?
- Всё ли правильно в этом предложении?
- Какой раздел помогает расставить и объяснить знаки препинания?
- Вам уже знакомы эти понятия?
- Как вы думаете, что мы сегодня будем повторять на уроке?
Запишите тему урока:
1-й слайд:
Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного материала.
Слово учителя:
После жеребьёвки представители команд будут по очереди приглашаться к колесу удачи, выбирая для команды и всего класса игровую станцию и баллы, которые вы сможете получить только после выполнения задания.
При выполнении любого задания, если команда не справляется
с ним, другая команда приходит на помощь и получает дополнительные баллы. Ведь мы все вместе одна большая команда друзей.
Будьте доброжелательны! Это всего лишь игра!
За нарушение дисциплины буду снимать целых 10 баллов.
На уроке присутствуют представители от родительского комитета, учителя, которым предстоит выступить в роли жюри.
II. Представление команд: Капитаны, представьте свои команды!
(плакат-табло + девиз). На плакате ваша команда должна быть представлена в виде букета цветов.
1. Жеребьёвка капитанов команд (капитаны выбирают жетоны)
(выберите игровые дорожки)
- Красный, жёлтый, зелёный! Это цвета радуги?
2-й слайд:
Красный - 2
Жёлтый – 1 (Жёлтый свет на светофоре – запрещающий !
А какой разрешающий?)
Зелёный – 3
III. К колесу удачи приглашаем команду №1
Станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
Для вас приготовила задание ученица 11В класса, Давыдкина Татьяна:
3-й слайд:
Вопрос от ученицы 11В класса Давыдкиной Татьяны
4-й слайд:
Перед вами высказывание А.П. Чехова
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли»
А. П. Чехов.
5-й слайд: Выполните задание:
1. Расставьте знаки препинания в девизе к уроку и составьте схему данного предложения.
2. Что вы можете рассказать о данном высказывании как о единице синтаксиса?
3. Раскройте, пожалуйста, смысл высказывания:
Как вы думаете, что понимал Антон Павлович Чехов
под словом ВСЁ?
6-й слайд: Проверьте свою запись
Духовность – свойство души,
7-й слайд состояние в преобладании духовных
и интеллектуальных интересов
над материальными.
(из толкового словаря С.И. Ожегова)
Слово учителя:
- Какие нравственные качества должен в себе воспитывать человек? (называют)
8-й слайд:
Нравственные качества:
порядочность,
честность,
доброта,
скромность,
доброжелательность,
чуткость,
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
человеческое достоинство…
- Как вы думаете, труднее быть внешне красивым или внутренне? Почему?
( Духовно человек развивается и совершенствуется всю жизнь, а нарядиться можно мгновенно)
- Что важнее: внешняя красивость или душевная красота?
(Душевная)
- Какую личность можно назвать гармоничной?
Вывод: очень хорошо, когда личность гармонична, когда внутренний мир человека соответствует его внешнему облику. Каждый из вас уже красив.
И ваша задача не испортить первозданную красоту плохими поступками, воспитывать в себе нравственные качества.
О какой же личности говорил А.П.Чехов?
( о гармоничной личности и говорил А.П.Чехов в своём высказывании)
IV. К колесу удачи приглашаем команду №2
Станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
9-й слайд:
Сейчас мы будем повторять правила, сотрудничая друг с другом в игре «Компетентность». Такой опрос мы уже проводили раньше. Но сегодня мы слегка усложним задачу: задавая друг другу вопросы, вы должны употребить в речи обращение и слова вежливости (уважаемые соперники, дорогой одноклассник, будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю, весьма благодарен…)
Список правил для опроса:
1.Что такое обращение?
(Обращение – слово или словосочетание, кот. называет того, к кому обращаются с речью. )
2.Какие члены предложения называются однородными?
(Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения и обычно отвечают на один и тот же вопрос).
3.Что такое обстоятельство?
(Обстоятельство – второстепенный член предложения, кот. обозначает причину, место, время, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? и как? почему? зачем? и сколько? (где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?)
4.Что такое сказуемое?
(Сказуемое – главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает подлежащее? кто (что) оно такое? и каково оно?)
5.Когда ставим тире между подлежащим и сказуемым?
(Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п. Книга – источник знаний. Если между подлежащим и сказуемым стоит слово ЭТО, ВОТ)
6.Назовите виды предложений по цели высказывания.
( Повествовательные, в кот о чём-либо сообщается. В конце ставим точку.
Вопросительные, в кот.содержится вопрос. В конце ставим знак вопроса.
Побудительные предложения содержат совет, приказ, просьбу и побуждают к действию.
В конце – точка. В этих предложениях чаще всего только один главный член - сказуемое)
7.Что такое определение?
(Определение – второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы: какой? чей?)
8.Какие предложения называются нераспространёнными и распространёнными?
(Нераспр. имеют только главные члены предложения, а распр. – кроме главных членов предложения могут иметь хотя бы один второстепенный)
V. К колесу удачи приглашаем команду №3
Станция «ИГРОВАЯ»
10-й слайд:
ученица 11В класса, Архипова Дарья, предлагает вам игру «Дешифровщики»
(Цель игры – развитие языковой догадки, интереса к происхождению слов)
- Кто-нибудь был в телевизионной студии на игре Поле чудес»?
- У вас есть уникальная возможность побывать на этой игре.
Слушаем внимательно задание:
(В 15 веке на Руси во время судебных дознаний, желая выяснить истину, применяли наказание, избивая подсудимого хлыстом, который назывался словом…, корень которого и вошёл в название загаданного вам слова – прилагательного)
- Называйте буквы. Если ошибётесь, переход хода.
11-й слайд: подсказка
Под хлыстом (палками, прутьями) человек давал признание.
Хлыст назывался длинником.
Показания, которые давал обвиняемый под длинником,
считались истинными, правдивыми, настоящими.
Подберите синоним к этим словам, и вы угадаете слово.
Учитель: Так возникло выражение ПОДЛИННАЯ ПРАВДА.
12-й слайд:
Верно! Это слово ПОДЛИННЫЙ.
Теперь, зная этимологию (происхождение) данного слова,
вы никогда не ошибётесь в его написании.
Корень его – ДЛИН-
Выполните МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА ПОДЛИННЫЙ
VI. К колесу удачи вновь приглашаем команду №1
13-й слайд: Станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
14-й слайд:
Читаем стихотворение Николая Доризо «Красота»:
(прослушав его, вы должны будете назвать строчки, в которых
заключена основную мысль)
Вот кактус.
Разве он цветок?
На бугорке земли шершавой
Нелепо скрюченный виток
Колючей проволоки ржавой.
Однако даже он
И тот
Однажды вдруг
В степи кромешной
Цветёт,
Да как ещё цветёт,
С какой доверчивостью нежной!...
Спит красота в любом из нас.
Мы все красивы от рожденья-
Однажды
Вдруг,
Хотя б на час
Или хотя бы на мгновенье,
Спит красота.
И жаль мне тех,
В ком глухо спят её порывы,
Тех,
Кто ушёл от нас навек,
Не зная, как они красивы.
- О чём это стихотворение?
- В каких строчках заключена основная мысль?
( Спит красота в любом из нас. Мы все красивы от рожденья)
- Выпишите предложения, в которых заключена главная мысль.
- Какой вывод можно сделать из услышанного?
(Необходимо научиться видеть красоту, не растрачивать первозданную красоту, постоянно совершенствовать себя, помогать другим раскрыть себя)
15-й слайд:
Задание к тексту стихотворения:
1. Выпишите предложения, в которых заключена главная мысль.
Спит красота в любом из нас.
Мы все красивы от рожденья
2. Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
3. Выпишите из стихотворения нераспространённые предложения
(Вот кактус. Разве он цветок?)
4. Выпишите 1-2 именных и глагольных словосочетания.
(Земли шершавой, колючей проволоки, проволоки ржавой - именные;
Спят глухо, ушёл навек, скрюченный нелепо – глагольные)
5. Напишите общую транскрипцию слова МГНОВЕНЬЕ
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: это стихотворная форма, где каждая строчка пишется с большой буквы. Конец предложения регулируется известными вам знаками препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. (стихотворение, а затем и задание к нему перед детьми в на экране)
VII. К колесу удачи вновь приглашаем команду №2
16-й слайд Станция «Скороговорки»
VIII. К колесу удачи вновь приглашаем команду №3
Станция «СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ»
17-й слайд:
- В предложенном вам стихотворении, как мы уже сказали, автор сравнивает кактус с человеком.
- А какой он человек-кактус? (учитель демонстрирует кактус в цветочном горшке)
- Какими чертами характера обладает человек-кактус?
(неприступный, способный ранить, причинить душевную и физическую боль…)
- Как вы думаете, ребята, шипы у этого цветка только для того, чтобы ранить и причинить зло другим? (шипы у него для защиты)
-Скажите, может ли такой человек совершить добрый поступок?
Как об этом сказано в стихотворении?
( Наверное, может. Давайте представим, что среди вас учится такой ученик-кактус. Может стоит заглянуть в его душу, понять его. Возможно, он просто нуждается сам в защите или более раним, чем другие. Может быть, его часто обижали в жизни, как собачку Кусаку, из рассказа Леонида Андреева. Помните, как ей было тяжело опять поверить в добро).
ВЫВОД: Теперь вы должны понять, что нужно терпимее относиться друг к другу.
2. Викторина-ассоциация
(Детям заранее предложила дома нарисовать следующие цветы: розу, лилию, хризантему, колокольчик, ромашку, одуванчик, календулу, петушиные гребешки. Рисунки выполнялись различными красками: гуашью, акварелью, пастелью, углем. Если дети будут испытывать затруднения при ответе, они смогут воспользоваться заранее приготовленными подсказками. От мастерства маленького художника зависит точность рисунка, его узнаваемость).
18-й слайд:
- Какой цветок напоминает нежного, но очень слащавого человека?
(этот цветок – настоящий шедевр природы, но запах у него резкий, дурманящий голову) (лилия)
19-й слайд:
-Какой цветок ассоциируется с человеком, который никогда не умолкает?
(колокольчик)
20-й слайд:
-А какой похож на человека очень привлекательного,
но способного больно ранить? (роза)
21-й слайд:
- Какой цветок своим названием напоминает человека-драчуна?
(петушиные гребешки)
22-й слайд:
- Какой напоминает человека, быстро меняющего своё настроение, с неустойчивым характером?
(одуванчик)
23-й слайд:
- А какой похож на крайне скромного, неброского, но очень милого человека? (ромашка)
24-й слайд:
- Какой цветок напоминает человека, готового всегда прийти на помощь? На этом месте м.б. любое лекарственное растение.
(календула)
В конце урока учитель изобразительного искусства отметит наиболее удачные ученические работы.
Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение о человеке-цветке: « Знакомый незнакомец», используя в нём предложения на изученную тему. ( Вы должны описать кого-либо из одноклассников, знакомых, используя отличительные особенности цветов, растений. Мне бы не хотелось, что бы вы писали о человеке-чертополохе, человеке-полыни. Возможно, кто-то пожелает написать о человеке-букете. Помните, что букет – это умело составленная композиция. Если вас что-то раздражает в этом букете, помогите составить красивую композицию).
Сейчас жюри будет подводить уроки. Подпишите карандашом жетоны и сдайте жюри.
Рефлексия:
Кому урок показался интересным, поднимите красную карточку.
Те, кому было скучно - жёлтую.
Продолжи предложение: «Сегодня на уроке …»
а) мы повторяли теоретические правила:
б) мы выполнили практические задания:
в) мне понравилось…
Подведение итогов урока:
По итогам урока победителем является команда «…»