+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Урок "Обобщение. Правописание слов с разделительным Ь

Автор: Молокова Анна Викторовна

Открытый урок

по русскому языку к семинару на тему

 «Речевое развитие. Говорение».

Урок «Обобщение. Правописание слов с разделительным Ь».

Цели и задачи урока:

  • с помощью специально подобранных упражнений создать условия для отработки навыка правописания слов с разделительным мягким знаком;
  • способствовать развитию навыка классификации слов с мягким знаком;
  • содействовать формированию навыка переноса слов с разделительным мягким знаком.
  • с целью развития речи организовать систему познавательных заданий направленных на формирование обогащения словарного состава речи учащихся;
  • организовать работу по развитию произвольного внимания на основе анализа составных частей письменных букв;
  • способствовать развитию логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа (на материалах учебных заданий);
  • организовать систему заданий направленных на развитие навыков групповой самоорганизации
  • вызвать у школьников положительное отношение к знаниям; добросовестного отношения к учебному труду;
  • способствовать формированию чувств товарищества.
  • содействовать в ходе урока воспитанию аккуратности, дисциплинированности.

Планируемые результаты.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

  личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

   предметные: учащиеся научатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с разделительным мягким знаком;

метапредметные:

   коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре и группе.

   регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс ,презентация, раздаточный материал для работы в группе.

Физминутка

Приветствие гостей.

Ход урока.

Организационный момент:

 Руки на месте?

Ноги на месте?

Локти у края?

Спинка прямая?

Ребята , а сейчас пожелайте друг другу успеха.

 Актуализация знаний.

1.     Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

   Ребята, помогите мне сформулировать тему нашего урока. ( на доске слова –тема, правописание слов с разделительным, столов, простых,) букву Ь  дописать на доске при выкладывании темы.

   Давайте поставим цель урока: отработать навыки правописания слов с разделительным ь. ( нарисовать, с буквой А,),  а  так же что мы ещё - навыка переноса слов с разделительным мягким знаком, навыка классификации слов с мягким знаком.

    Давайте послушаем Марину и скажем о какой «работе» мягкого знака идёт речь в этом стихотворении? (Чтение стихотворения одного из учеников).

Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в словах стою друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я,И,Е,Ю,Ё.

 Презентация с загадками от Маши с написанием на интерактивной доске.

    Ребята, хорошо, тогда я усложняю для вас задание, раз вы так легко с ним справились. Вижу, что пишите вы правильно слова с разделительным Ь, а вот как вы их слышите? Я предлагаю вам выбрать слово любое из отгаданных и разобрать его на звуки и буквы. Какие мы услышим звуки этого слова. Фонетический разбор слова.

Вьюга -  2 слога, 5 б,   [В’ Й У Г А] 5 зв.

Улья  - 2 слога, 4 б,  [У Л’Й А] 4 зв.

Семья – 2 слога, 5б, [ С’ Э М’ Й А] 5 зв.

Варенье – 3 слога, 7 б, [ В А Р’Э Н’ Й Э] 7 зв.

    Почему в слове определяется столько же звуков по количеству сколько и букв? Разве буква Ь даёт звук?

    Что мы ещё можем добавить о букве Ь? (она смягчает согласный звук, который стоит перед Ь). Назовите для примера слова, где Ь является смягчителем согласного звука.  Уточните пожалуйста место нахождения согласного звука по отношению букве Ь.

     Отлично. Тогда сейчас я вам предлагаю по работать в парах.  Кто – ни будь догадался какое задание вас здесь ждёт?  (ответы детей) У вас на партах листочки с двумя корзинками и несколько слов, распределите стрелочками слова в подходящую корзинку.

(работа с корзинками). Учитель предлагает разделить слова в корзинки парами : (хлопья, деревья, семья, листья, муравьи, сосулька, кольцо, мальчик, коньки, вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье, пальто, уголь, степь,  дождь).

Физ. минутка.

          Ребята, давайте немного поиграем, вставайте на ноги, послушайте внимательно слова, если слово с разделительным мягким знаком - похлопайте в ладоши, если в слове употребляется мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопайте. Готовы?

(Пень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь, огоньки, ручьи, пальто, новоселье, чириканье).

Отлично, молодцы, присаживайтесь.

Что мы ещё можем добавить о букве Ь?

Учитель: Как переносятся слова с разделительными Ь

      При переносе буква Ь не переносится! Кто – ни будь готов рассказать правило тётушки совы?

    Молодцы, ну а сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания на практике.

    Презентация игра в загадки. Отгадку давайте запишем в тетрадь и обозначим линией для переноса.

Давайте проверим.

        Ребята в завершении нашего обобщающего урока, я предлагаю вам создать шпаргалку по правильному написанию в словах разделительного Ь. Подпишите , это будет ваша индивидуальная шпаргалка.

    В конце урока сделаем выводы: ребята, какие мы с вами можем сделать выводы?

1.     Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (согласными и гласными);

2.     Как звучат согласный и гласный, когда появляется разделительный ь?  ( согласный мягко, гласный даёт двойной звук);

3.     Разделительный мягкий знак – это орфограмма. Как выделяем её на письме? (подчёркивают одной чертой, а последующую гласную двумя чертами).

Ну и хотелось бы у вас по интересоваться:

Итог урока. Рефлексия.

- Вы чему – либо научились сегодня на уроке? (мы всё знали) фонетический разбор звучало новое слово.

- Какие затруднения у вас возникли? (не каких)

- Кому было трудно выполнить задания?...

- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? (никому).

Я за вас рада. Спасибо за урок.