Урок "Обобщение. Правописание слов с разделительным Ь
Автор: Молокова Анна Викторовна
Открытый урок
по русскому языку к семинару на тему
«Речевое развитие. Говорение».
Урок «Обобщение. Правописание слов с разделительным Ь».
Цели и задачи урока:
- с помощью специально подобранных упражнений создать условия для отработки навыка правописания слов с разделительным мягким знаком;
- способствовать развитию навыка классификации слов с мягким знаком;
- содействовать формированию навыка переноса слов с разделительным мягким знаком.
- с целью развития речи организовать систему познавательных заданий направленных на формирование обогащения словарного состава речи учащихся;
- организовать работу по развитию произвольного внимания на основе анализа составных частей письменных букв;
- способствовать развитию логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа (на материалах учебных заданий);
- организовать систему заданий направленных на развитие навыков групповой самоорганизации
- вызвать у школьников положительное отношение к знаниям; добросовестного отношения к учебному труду;
- способствовать формированию чувств товарищества.
- содействовать в ходе урока воспитанию аккуратности, дисциплинированности.
Планируемые результаты.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –
личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
предметные: учащиеся научатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с разделительным мягким знаком;
метапредметные:
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре и группе.
регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс ,презентация, раздаточный материал для работы в группе.
Физминутка
Приветствие гостей.
Ход урока.
Организационный момент:
Руки на месте?
Ноги на месте?
Локти у края?
Спинка прямая?
Ребята , а сейчас пожелайте друг другу успеха.
Актуализация знаний.
1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, помогите мне сформулировать тему нашего урока. ( на доске слова –тема, правописание слов с разделительным, столов, простых,) букву Ь дописать на доске при выкладывании темы.
Давайте поставим цель урока: отработать навыки правописания слов с разделительным ь. ( нарисовать, с буквой А,), а так же что мы ещё - навыка переноса слов с разделительным мягким знаком, навыка классификации слов с мягким знаком.
Давайте послушаем Марину и скажем о какой «работе» мягкого знака идёт речь в этом стихотворении? (Чтение стихотворения одного из учеников).
Перед Е,Ё,И,Ю,Я
Я в словах стою друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я,И,Е,Ю,Ё.
Презентация с загадками от Маши с написанием на интерактивной доске.
Ребята, хорошо, тогда я усложняю для вас задание, раз вы так легко с ним справились. Вижу, что пишите вы правильно слова с разделительным Ь, а вот как вы их слышите? Я предлагаю вам выбрать слово любое из отгаданных и разобрать его на звуки и буквы. Какие мы услышим звуки этого слова. Фонетический разбор слова.
Вьюга - 2 слога, 5 б, [В’ Й У Г А] 5 зв.
Улья - 2 слога, 4 б, [У Л’Й А] 4 зв.
Семья – 2 слога, 5б, [ С’ Э М’ Й А] 5 зв.
Варенье – 3 слога, 7 б, [ В А Р’Э Н’ Й Э] 7 зв.
Почему в слове определяется столько же звуков по количеству сколько и букв? Разве буква Ь даёт звук?
Что мы ещё можем добавить о букве Ь? (она смягчает согласный звук, который стоит перед Ь). Назовите для примера слова, где Ь является смягчителем согласного звука. Уточните пожалуйста место нахождения согласного звука по отношению букве Ь.
Отлично. Тогда сейчас я вам предлагаю по работать в парах. Кто – ни будь догадался какое задание вас здесь ждёт? (ответы детей) У вас на партах листочки с двумя корзинками и несколько слов, распределите стрелочками слова в подходящую корзинку.
(работа с корзинками). Учитель предлагает разделить слова в корзинки парами : (хлопья, деревья, семья, листья, муравьи, сосулька, кольцо, мальчик, коньки, вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье, пальто, уголь, степь, дождь).
Физ. минутка.
Ребята, давайте немного поиграем, вставайте на ноги, послушайте внимательно слова, если слово с разделительным мягким знаком - похлопайте в ладоши, если в слове употребляется мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопайте. Готовы?
(Пень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь, огоньки, ручьи, пальто, новоселье, чириканье).
Отлично, молодцы, присаживайтесь.
Что мы ещё можем добавить о букве Ь?
Учитель: Как переносятся слова с разделительными Ь
При переносе буква Ь не переносится! Кто – ни будь готов рассказать правило тётушки совы?
Молодцы, ну а сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания на практике.
Презентация игра в загадки. Отгадку давайте запишем в тетрадь и обозначим линией для переноса.
Давайте проверим.
Ребята в завершении нашего обобщающего урока, я предлагаю вам создать шпаргалку по правильному написанию в словах разделительного Ь. Подпишите , это будет ваша индивидуальная шпаргалка.
В конце урока сделаем выводы: ребята, какие мы с вами можем сделать выводы?
1. Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (согласными и гласными);
2. Как звучат согласный и гласный, когда появляется разделительный ь? ( согласный мягко, гласный даёт двойной звук);
3. Разделительный мягкий знак – это орфограмма. Как выделяем её на письме? (подчёркивают одной чертой, а последующую гласную двумя чертами).
Ну и хотелось бы у вас по интересоваться:
Итог урока. Рефлексия.
- Вы чему – либо научились сегодня на уроке? (мы всё знали) фонетический разбор звучало новое слово.
- Какие затруднения у вас возникли? (не каких)
- Кому было трудно выполнить задания?...
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? (никому).
Я за вас рада. Спасибо за урок.