Формирование нравственных ценностей у детей дошкольном возрастам на основе башкирского фольклора
Автор: Петрова Галина Гизаровна
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание личности, поскольку социальный статус государства во многом зависит от уровня духовной культуры его граждан. Эти проблемы не потеряли своей актуальности и сегодня.
Среди мирового фольклора, вобравшего в себя художественный дух нации, одним из самобытных пластов является башкирская народно-песенная культура. Она развивалась и формировалась в разностороннем духовном и этническом общении башкир с другими, живущими рядом народами: русскими, татарами, удмуртами, чувашами, казахами и др. Особенно плодотворным и устойчивым оказалось общение песенных культур башкирского и татарского народов. Однако каким бы глубоким ни было влияние других народов на том или ином этапе исторического процесса, оно не вело к утрате национального своеобразия фольклора и художественных традиций башкирского народа, бережно сохранявшего свою историю, язык, культуру [1].
Следствием является то, что музыкальная культура башкир вобрала в себя, творчески преобразовала этические начала Западной и Восточной цивилизаций, став важной частью мировой культуры. Исторически этот процесс неизбежно сопровождался выработкой уникальной системы нравственного воспитания.
В системе нравственного воспитания башкирского народа ведущая роль отводится музыке как средству наиболее эффективного воздействия на эмоциональный мир человека. Богатейшее устно-поэтическое и музыкальное наследие, сложившаяся традиция откликаться песней на важнейшие события в жизни башкирского народа являются ярким показателем народных методов музыкального воспитания (музыкальной этнопедагогики), способствующих формированию социально-значимой личности [2].
Поэтому так важно обращаться к музыкальному фольклору уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на детей. В дальнейшем все прошедшие обучение на основе башкирского музыкального фольклора дети стали лучше воспринимать любую информацию, улучшилась их успеваемость по сравнению с детьми, не посещавшими занятия.
В опыте тысячелетий мы находим не только множество музыкального материала, но и советы по обучению музыке, по воспитанию. В комплексе народных средств, направленных на развитие нравственных ценностей дошкольников, ведущее место отводится детскому башкирскому фольклору, который мы считаем ключом к пониманию развития нравственных ценностей ребенка.
За основу обучения мы взяли методику, разработанную башкирским детским композитором, профессором Альфией Зиннуровой, которая считает, что приобщение ребенка к искусству надо начинать на основе своей национальной музыкальной культуры и чем раньше, тем лучше. Песни, адресуемые детям-башкирам, должны в первую очередь основываться не на европейской системе ладовых тяготений мажора-минора, а на звукорядах народной музыки, в первую очередь — пентатонике (Шэл бэйлэнем, Любезники-Любизар, Бишбармак и др.). Только после погружения в родную национальную музыку, дети начинают доверять системе и легче осваивают европейские лады, поскольку в башкирской народной музыке имеются примеры пентатоники мажорного и минорного наклонения [1].
В музыкальной культуре любого народа речевые формы и их семантика непосредственно связаны с жестами и движениями. Такая связанность отлично воспринимается детьми, так как соответствует их психике, стремительно формирующейся как раз за счет соотнесения слов и действий. Песни, попевки лучше воспринимаются и запоминаются, если их смысл отражается мимикой, указующим или имитирующим движением. В народном искусстве содержится мудрость народа: знания о мире и отношение к тому, что в нем происходит, оценка своих действий и действий окружающих. Таким образом, через народные песни и игры дети могут познать окружающий мир незаметно для себя.
Так же на занятиях используются башкирские народные музыкальные инструменты, изготовленные из природного материала для воспроизведения звуков: курай, таштургай, кабырсак, казхойэк-кубыз, кайын-кубыз, тузын-кубыз, сэтлэуек, кузак, япрак, тал-хызгыртмак и др. [4]. Использование игры на музыкальных инструментах и элементов башкирского танца помогает превратить песни для дошкольников в целое театрализованное представление, которое развивает у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.
Большое внимание в нашей работе уделяется проведению таких интегрированных занятий, как занятия-праздники «Летний Нардуган», «Науруз-байрам»; занятия-экскурсии «По тропам истории создания народных музыкальных инструментов»; уроки-творческие встречи с композиторами, исполнителями, сэсэнами.
Огромной силой эмоционального и воспитательного воздействия обладают колыбельные песни, включенные в программу. В них отражена любовь нежность и доброта матери к ребёнку, мать желает счастья своему ребёнку, связывая его со спокойной жизнью и изобилием, любуется и ради счастья ребёнка желает всем благополучия («Бишек йыры»). Башкирские народные колыбельные песни "Аллаһу", "Әллүйки" отражают особенности музыкального наследия тюркского мира и являются основой многих исторических и лирических песен.
Наравне с обычными занятиями проводятся башкирские народные игры. Игра по своей сути есть подобие серьезной жизни, она позволяет узнать мир и взаимосвязи в нем, понять, какие решения следует принимать, какие нет. Поэтому народные игры — неотъемлемая часть воспитания детей дошкольного возраста, источник радости и сосуд для мудрости. Достоинством игр является их самостоятельность, дающая возможность проявить творчество и фантазию; их выразительность, доступность ребенку. В играх много шуток, веселых соревнований; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Примеры таких игр: «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай».
Игры воспитывают силу, ловкость, выносливость, улучшают гибкость, подвижность, ускоряют мышление. Они коллективны, требуют совместных действий, и потому приобщают детей к действиям в коллективе, развивают у них солидарность, чувства товарищества, ответственность друг за друга.
Таким образом, национальные музыкальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического музыкального творчества башкир, традиция откликаться кубаирами, баитами, песнями на исторически важные события являются ярким показателем народных методов музыкального и духовного воспитания детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Зиннурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: на материале башкирского музыкального искусства[Текст]// Спец.13.00.01: дисс. канд. пед наук. Уфа: 2002. 206с.
2. Ишмурзина Л.Ф. Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир: этноорганологическая систематизация [Текст].// Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство: дисс. канд. иск. – Магнитогорск, 2013. – 193 с.
3. Каримова, Л.Н., Баракова, Р.З. Национально-культурные традиции башкирского народа в формировании нравственных ориентиров у воспитанников творческого коллектива /Л.Н.Каримова, Р.З.Баракова //Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2017. – № 3 (43). – С. 61-67.
4. Кашапова Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национально-региональной образовательной системе [Текст] /Монография. Уфа: БГПУ им. М.Акмуллы, 2008.– 292с.