Развитие способностей детей в музыкальной деятельности
Автор: Сергута Гульнара Тимербаевна
«Развитие способностей детей в музыкальной деятельности».
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они его на себе начнут испытывать, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют его в сердце и наполнят гармонией свои юные души».
В.А. Сухомлинский.
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен – музыка обладает своим «языком», своей «речью». Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ними дверь в этот мир, надо развивать у них способности, и прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, отдельными движениями, проявляет комплекс оживления. Непосредственное влияние на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этим образом, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.
Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности ) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для про чувствования и осмысления музыкального содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве и в чувстве ритма. Поэтому отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки, а так же в музыкально- ритмических движениях. Поскольку восприятие музыки – это активный слух двигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения, мелкие движения рук, танцевальные. Это тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.
2. Музыкально – слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведении мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а так же в игре по слуху на звук высотных музыкальных инструментах. Она так же развивается в процессе восприятия, предшествующего восприятию музыки. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкально – слуховые представления.
3. Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально – ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки так же одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способности детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально – ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.
Кроме этих трех основных музыкальных способностей, в понятие музыкальность включаются и другие: тембровый и динамический слух, исполнительные и творческие способности, музыкальное мышление.
Тембровый и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слушать музыку во всей ее полноте в полноте выразительных, красочных средств. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. В практике работы используются музыкально – дидактические игры, с помощью которых моделируются звук высотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков. Принимая во внимание наибольшую сложность развития звука высотного слуха и его важную роль в структуре музыкальности, необходимо уделять ему большое внимание. Поэтому игры на развитие тембрового и динамического слуха должны применяться лишь по необходимости, для знакомства с выразительными возможностями музыкальных средств и закрепления представлений о тембре и динамике.
Развитие исполнительных и творческих способностей – важная задача музыкального восприятия детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству, сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, а так же к творческому восприятию музыки. Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Музыкальное мышление – способность проследить за сменой настроения музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различать музыкальные средства, передающие содержание. Для развития этой способности необходим «словарь эмоций», с помощью которого дети могут высказаться о характере произведений, оценить услышанную мелодию, определить количество частей, форму. Музыкальное мышление полезно формировать, начиная с раннего детства, когда дети сами еще не могут высказываться о музыке. Вначале ее характер поясняет педагог, нацеливая тем самым ребят на грамотный анализ музыкального произведения. Постепенно «словарь эмоций» усваивается детьми, накапливается и расширяется.
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь общие способности влияют на формирование. Развитие всех способностей, требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей и интересов.
И верно, дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей. Нет совершенно одинаковых ребят, а задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как найти необходимые в этом случае средства педагогического воздействия? Каким образом влиять на каждого ребенка? Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми.
В детский сад поступают малыши с разным уровнем физического, умственного и эстетического развития, что так же требует к ним индивидуального подхода. Педагог старается изучить особенности каждого ребенка, определить уровень музыкального развития (производится диагностика). Отмечается то, над чем с ребенком необходимо поработать, или во время занятий, или в процессе индивидуальной работы. Отмечаются также более одаренные дети: эмоционально откликающиеся на музыку, имеющие хороший слух, чисто интонирующие и т.д. О дальнейшем развитии музыкальных способностей таких детей можно поговорить с родителями, посоветовать отдать ребенка, при желании, в музыкальную школу.
Также необходимо особое внимание уделять застенчивым детям. В доброжелательной форме побуждать их к более активной работе на занятиях, к участию выступлениях, поощрять их и подбадривать. Постепенно начинают раскрываться их музыкальные способности.
В нашем детском саду в тесном контакте с воспитателями ведется работа по созданию условий для развития музыкальных способностей детей. Во всех группах созданы зоны для самостоятельной музыкально – театральной деятельности детей, для индивидуальной работы с детьми. Ведь любому празднику или развлечению предшествует предварительная индивидуальная работа. Разучиваются отдельные номера, эпизоды, которые потом включаются в утренники или развлечения. Наличие в музыкальных уголках детских инструментов, музыкально – дидактических игр, фонетики, технических средств позволяет успешно решать некоторые задачи музыкального воспитания, а в честности вести индивидуальную работу, или организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей в группе.
На музыкальных занятиях, развлечениях, индивидуальной работой с детьми, путем включения музыки в повседневную жизнь детского сада мы добиваемся планомерного и всестороннего осуществления задач музыкального воспитания, развития музыкальных способностей детей.