Беседа с психологом "Несколько идей для совместного рисования. Язык детского рисунка
Автор: Облавацкая Юлия Александровна
линии. Это может быть отдельный рисунок или завершение вашего. Хорошая игра, когда ребенок рисует море: вначале тихое и спокойное, а потом бурное, штормовое. Сопровождайте процесс рассказом, чтобы малыш почувствовал смену обстановки: «Было солнечно и тихо на берегу. Водичка красиво блестела и переливалась. Но вдруг набежали серые тучи и подул сильный ветер: море взбушевалось и начали расти высокие волны». Задания типа соединить линиями общие предметы или помочь зайке найти дорогу к морковке также очень хороши и интересны. И не забывайте хвалить!
Вообще желательно использовать в процессе рисования как можно больше подручных средств. Очень красиво рисовать зубной пастой. Сделайте заготовку рисунка зимнего пейзажа, набросав линии карандашом. Дайте ребенку тюбик белой зубной пасты, и пусть он выдавливает ее по контурам. Затем предложите разрисовать композицию краской. Это не только очень красиво, но и полезно для развития моторики.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали
Язык детского рисунка
Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: "Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия". Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков сделанных в течение месяца или двух.
Прежде всего обратите внимание на сюжет рисунков.
Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы.
Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.
Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов, не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки, это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Цвет передает эмоции.
При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле "уж точно не красные".
Синий – цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый передает ощущение надежности, принятия.
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительности.
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.
Размер деталей рисунка.
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо, – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить.
Обратите внимание: если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы "прислушивается" к их словам
Язык детского рисунка
Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: "Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия". Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков сделанных в течение месяца или двух.
Прежде всего обратите внимание на сюжет рисунков.
Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы.
Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.
Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов, не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки, это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Цвет передает эмоции.
При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле "уж точно не красные".
Синий – цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый передает ощущение надежности, принятия.
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительности.
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.
Размер деталей рисунка.
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо, – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить.
Обратите внимание: если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы "прислушивается" к их словам