+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Автор: Назьмова Юлия Вячеславовна

Мастер – класс

для воспитателей   по теме:

«Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста

через дидактические игры»

Подготовила:Назьмова Ю.В.,  воспитатель 1 мл. гр.  №2

 

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

    

Ход мероприятия:

                                                                                                                                    Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на встречу. 

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. 

Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.

  Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки  приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно затем перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Например: игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. 

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас? Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы педагогов). 

Сегодня я Вам помогу, как можно  быстро и просто, без особых затрат   изготовить увлекательные пособия своими руками   интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.   

                                                                                                  

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки» 

Описание игры. К каждой картинке  Вы должны подобрать прищепки такого же цвета 

Цель:учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук,   пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

    Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания: «Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай  лучики солнышку»

Проявление творчества

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

2. "Игра с Ежиком"

(с использованием массажных мячиков).

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по  

                                      нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –  (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

3. Игра: "Человечек".

«Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку«Топ, топ — топает малыш».

Ускоряйте и замедляйте движение.

В игре можно предложить пальчикам малыша «прогуляться» вместе с Вашими.

Чтобы было веселее, поиграйте в догонялки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками.

 

4. Игры на развитие слухового восприятия

 

1. Дидактическое упражнение  «Найди конфетки, одинаковые по звучанию».

Цельразвитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков

Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.

Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.

- Как гремит эта баночка? (тихо)

- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).

- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.

И т. д., пока не будут найдены все пары.

 

2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили»

Цельразвитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф.

Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой, громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).

 

Теперь я приглашаю Вас на следующую игру,  а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки.

Ни угла,

ни стороны,

А родня – одни блины, (круг) 

 

Обведи кирпич мелком                              

На асфальте целиком,                                   

И получится фигура –                                    

Ты, конечно, с ней знаком

 (прямоугольник)   

                                                 

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они.(квадраты)

 

Злая рыба хвост-лопата  

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь?

(треугольник)  

         5.  Приглашаю   поиграть в игру « Геометрическая мозайка» (конверт №2)

Описание игры. Я попрошу Вас, из лежащих на столе  геометрических фигур собрать произвольное  изображение. Работать будем парами.

Для изготовления данной игры вам понадобиться: - Салфетки универсальные  Трафареты геометрических фигур.  Данное пособие поможет:

Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

  Варианты игры: «Собери красивые бусы»,  «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

6. Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- ко манда! Вам необходимо быстро  и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник,  прямоугольник.

- Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру»  возьмите конверт №3)    На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.                                                                                           

Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

               Динамическая пауза

                                                                                                                                                                    Я буду давать задание, а вы  быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей  с точно таким же, как у Вас, цветом волос.  И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

                                                        

В следующей   игре   осваивают умения различать предметы по величине. Игра «Найди домики для мишек» Вам нужно наложить медведей на домик.

  А теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать  дидактическую игру по различению цвета.   

7. Дидактическая игра «Собери капельки»

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.  

Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

 

8. Дидактическая игра «Подбери ключик»,  «Цветные автомобили»

Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т.п.).  

 Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик), куда будут перевозиться  предметы. Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.

 Заключительный этап

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать публикацию