О подготовке обучающихся к ГИА по математике
Автор: Тищенко Марина Васильевна
О подготовке обучающихся к ГИА по математике
Согласно Закону об образовании в Российской Федерации освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией (далее по тексту ГИА) выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.
Мною был разработан план подготовки обучающихся к сдаче ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ, выделены следующие направления:
1.Создание информационной среды в рамках подготовки выпускников к аттестации (стенды, собрания)
2.Создание условий для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации (выполнение программ, консультации, качество ведения уроков, спецкурсы)
3.Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Создание информационной среды в рамках подготовки выпускников к аттестации
При организации работы с родителями учеников:
1. Приоритетным направлением считается информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью провожу родительские собрания.
2. Оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ,в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА.
3. Родителей обучающихся на родительских собраниях ознакомляю с нормативно- правовыми документами, а также с информацией по предварительному выбору предметов обучающимися.
4. На собрании даю рекомендации педагога- психолога к подготовке и сдаче ГИА.
5. Ознакомляю с результатами мониторинговых работ по математике с расписанием ОГЭ или ЕГЭ.
При организации работы с обучающимися
1. Провожу инструктаж учащихся по процедуре проведения экзаменов.
2. Ввожу в практику учебных занятий системы контрольных и проверочных работ в тестовом варианте для тренировки обучающихся.
3. Провожу пробные экзамены в форме ОГЭ или ЕГЭ.
4. Анализирую результаты пробных экзаменов в тестовой форме.
5. Работаю с КИМами различной структуры и содержания в течение года.
6. Индивидуально работаю со слабоуспевающими учащимися в течение года.
7. Провожу групповые занятия по математике в рамках спецкурсов или элективных курсов.
8. В домашние задания включаю задания из контрольно-измерительных материалов ГИА, решаю демонстрационные варианты.
Из трех модулей обучающиеся более затрудняются по модулю «Геометрия», задания 11 и вторая часть задания 25, 26. Модуль «Алгебра» - задания 5,8 и вторя часть задания 23. Модуль «Реальная математика» -задания 15,18 и 20.
Государственная итоговая аттестация—это неотъемлемая часть учебного процесса, его завершение. Она позволяет выявить общий уровень интеллектуального развития обучающихся. Структура и содержание экзаменационной работы отвечают цели построения дифференцированного обучения в современной школе, которая включает две задачи:
1. формирование у всех обучающихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования;
2. создание для части школьников условий, способствующих получению повышенного уровня подготовки.
Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит обучающиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомлю с имеющимися сборниками тестовых заданий. Также знакомлю учащихся с алгоритмами решения задач на уроках – лекциях. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма, очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех обучающихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказываю оперативную помощь консультациями или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные обучающиеся получают задания на продвинутом уровне.
Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе включает следующие компоненты:
1. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
2. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
3. Изменить систему контроля над уровнем знаний обучающихся по математике.
4. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Изменение системы контроля, а, строго говоря, изменение отношения учителя к качеству контроля, является необходимым условием повышения качества обучения. Не секрет, что в настоящее время контроль ослаб, стал формальным, поэлементный анализ контрольных работ практически исключён из практики учителей. К тому же, использование многочисленных тестов вместо контрольных работ приводит к тому, что учитель не видит причин допущения ошибок. А участие родителей в этом процессе практически нулевое. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляю возможность отработать свои ошибки, и затем пересдать проверочную работу. Проверочные работы составляю в соответствии с требованиями к уровню знаний по данной теме. Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 8 классе.
Проанализировав содержание экзаменационных работ выделяю следующие темы для итогового повторения:
1. Числа и числовые выражения.
2. Неравенства с одной переменной.
3. Линейные неравенства.
4. Действия со степенями (буквенные и числовые выражения).
5. Задачи на проценты.
6. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
7. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
8. Чтение графиков функций.
9. Дробно-рациональные выражения и уравнения.
10. Арифметическая и геометрическая прогрессия.
11. Чтение графиков и диаграмм.
12. Решение геометрических задач.
13. Статистика и вероятность
14. Задачи повышенного уровня сложности.
Построение работы по повторению материала в 9 классе.
В начале учебного года мною разработана рабочая программа дополнительных занятий по подготовке к ГИА, целью которой является актуализация знаний обучающихся по основным темам курса. С целью реализации программы еженедельно провожу дополнительное занятие (спецкурс или элективный курс) по математике. Кроме этого в конце учебного года отвожу уроки для итогового повторения, которые я строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по одной теме. На дом задаются аналогичные задачи из открытого банка заданий ГИА. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем. После итогового повторения проводятся предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Информация о выполнении пробных работ в форме ГИА в обязательном порядке довожу до сведения родителей.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и их родителей. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым. Обучаю прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности. Следует учить школьников простым способам проверки результатов сразу после решения задания, а не откладывать на потом «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным. Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания, которые может решить «средний» ученик. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту. Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Использую сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, задания открытого банка. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме онлайн, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков. Обучающиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с обучающимися на консультациях. Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений обучающихся.