Активизация учебно-познавательной деятельности студентов через вовлечение их в проектную деятельность
Автор: Баранова Татьяна Юрьевна
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Баранова Татьяна Юрьевна
преподаватель АПОУ УР "Ижевский медицинский колледж
имени Героя Советского Союза Ф.А. Пушиной
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность"
Б. Шоу
Современные условия развития общества, широкое внедрение достижений науки и техники в повседневную жизнь, развитие компьютерных технологий позволяют педагогам применять прогрессивные методы обучения, отходить от старой модели образования – обучающей к новой системе – системно-деятельной.
Системно-деятельный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. [7]
Основной из главных задач преподавателя сегодня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять поиском, развивать их познавательную деятельность. [5, с.125]
Одним из возможных вариантов активизации учебно-познавательной деятельности студентов, на мой взгляд, является включение в процесс обучения проектной деятельности.
Основными целями проектной деятельности являются:
организация проектной деятельности студентов с применением информационных технологий,
межпредметное интегрирование и подготовка студентов к профильному обучению,
формированию у студентов навыков самообразования и самопознания,
закрепление теоретического материала. [2, с. 45]
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [3] Так же, это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [4]
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя.
Функция руководителя проекта: создание мотивации участия в проекте; формирования цели проекта и задач; ориентации участников не работу над проектом; помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация участников на всех этапах проекта; контроль за ходом проекта; оценивание. [5, с. 153]
Основные требования к использованию метода проектов: наличие проблемы; практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; исследовательская, творческая деятельность; структурирование содержательной части; распределение ролей и указание поэтапных результатов; использование исследовательских методов проектирования. [1, с. 33]
Цель преподавания курса физики в системе СПО – способствовать развитию физического мышления студентов, освоению ими современной физической картины мира, формированию научного мировоззрения, и тем самым заложить фундамент для изучения специальных дисциплин.
В медицинских учебных образовательных учреждениях физика является не профильной дисциплиной, но в то же время необходимой и важной для дальнейшей профессиональной деятельности будущих медиков.
В современной медицине все большее значение приобретают физические методы изучения явлений, происходящих в живом организме, физические методы диагностики и терапии. По-прежнему, актуальным остаются методы лечения основанные на воздействии на организм различных физических факторов например: постоянный ток; переменное магнитное поле; электромагнитные поля ультразвуковой частоты; механическая энергия; ультрафиолетовое, инфракрасное и видимое излучения; радиоактивные изотопы и др. А высокотехнологичная медицина не может обходиться без сложного оборудования созданного физиками. Эти приборы помогли врачам спасти много пациентов, излечить «безнадежно» больных, выходить огромное число младенцев, помочь не ходячим – пойти, а незрячим – увидеть голубое небо. Поэтому без физических знаний современные медики обойтись не могут.
Проектный метод обучения является одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельности. Приведу примеры тем, связанных с физикой, предлагаемых студентам для написания и защиты проекта согласно требованиям ФГОС.
Предметноориентированные проекты:
1. Влияние солнечной активности на здоровье человека.
2. Влияние электромагнитного излучения бытовых приборов на организм человека.
3. Физиотерепия и ее значение в процессе реабилитации пациентов.
4. Значение открытий в области физики для развития медицины.
5. Рентгеновские лучи. История открытия и области применения в медицине.
6. Создание квантовых генераторов (лазеров) и их использование в медицинской практике.
7. Современные методы диагностики: КТ и МРТ.
8. Получение и применение радиоактивных изотопов в лечении онкологических заболеваний.
9. История изобретения, принцип действия и применение термометров в медицине.
10. Виды электролечения и их применение в оздоровлении пациентов.
11. Медицинская физика 21 века.
Исследовательские проекты:
1. Анализ причин плохого зрения у студентов ИМК и способы его улучшения.
2. Исследование влияния активного образа жизни на здоровье студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что физика, и особенно биофизика имеют исключительно важное значение для медицины. Они вооружают врача, медсестру, фельдшера знаниями основ физических и биофизических методов исследования, диагностики и лечения больных.
«Познай самого себя, и ты познаешь мир.
Первым занимается медицина, вторым – физика»
Доктор биологических наук Ю. Петренко [3]
Список литературы:
1. Доросевич С. В. Применение метода проектов при обучении физике // Физика: проблемы преподавания. – 2001. – № 3, – С. 32-47
2. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности // Школьные технологии. – 2000. – № 2. – С. 43-53.
3. Петренко Ю. Нужна ли физика врачу? / Ю. Петренко//Наука и жизнь.
– 2003. – № 5. – С. 32-35.
4. Полат Е. С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования
5. Хуторской А. В. Системно-деятельный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012
6. Википедия ru.wikipedia.org (дата обращения: 26.12.17)
7. Методологическая основа ФГОС. https://yandex.ru/search/
(дата обращения: 26.12 17)