+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Музыкальная деятельность как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования

Автор: Карелина Влада Юрьевна

Музыкальная деятельность как средство развития детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

          Добрый день, уважаемые коллеги.

Слайд1

     Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". 

    Цель моей работы — помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

    Моей главной задачей является формирование уверенности, преодоление стеснительности и пассивности детей с ОВЗ в музыкальной деятельности.

   Чем разнообразнее формы работы с ребенком ОВЗ дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

     В основе индивидуального подхода лежит идея обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ.

     Слайд 2,3  Самостоятельная и совместная работа в музыкальных уголках

    При взаимодействии с воспитателями обращаю их внимание на важность организации музыкальных уголков в каждой группе, что даёт возможность музыкального развития детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Слайд 4   Здоровьесберегающие технологии

Слайд 5   Информационно –коммуникативные технологии

Слайд 6  Элементы Арттерапии

        Для того, чтобы ребенок с ОВЗ проявлял интерес к музыкальной деятельности,  чувствовал себя комфортно, не перегружался и не переутомлялся я   выстраиваю музыкальные занятия  в игровой форме, используя при этом, здоровьесберегающие (4) и информационно – коммуникационные технологии (5), элементы (6)арттерапевтических, социоигровых методов. При построении музыкальных  занятий учитываю

·         умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;

·         возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений.

     Игровой ситуации способствуют необходимые атрибуты, костюмы, различные предметы, интересные персонажи.

Слайд 7 приветствия

         Дети любят начинать занятия с приветствия, поэтому после того как они вошли под музыку в зал мы  поём   коммуникативные игровые песенки – приветствия. Такие песенки настраивают детей на предстоящую деятельность, повышают настроение, а так же готовят голосовой аппарат к пению.          

       Для развития чувства ритма,  что необходимо для детей с ОВЗ использую игру «Ритмическое эхо» взрослый или кто- то из детей хлопает, а ребята повторяют ритмический рисунок, это   способствует концентрации внимания,   а так же формируется дружная работа детского коллектива.  

 

Слайд 8 Музыкально - ритмические упражнения

      Для того, чтобы  поддержать интерес детей к  музыкально-ритмическим  упражнениям, использую  элементы кинезотерапии – где мы отражаем жизнь в двигательных образах. Детям даю различные игровые задания:   кружиться свободно, как осенние листочки под вальс и другие. Это пластические этюды, характерные танцы, где дети выражают свои эмоции, переживания  с помощью движений, пантомимики под музыку. В процессе снимается мышечное и эмоциональное напряжение. 

Слайд 9 Слушание

      Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с ОВЗ к слушанию, использую   наглядный материал,  иллюстрации к музыке, альбом с изображением музыкальных инструментов. На помощь приходит ИКТ, так например при  знакомстве с произведением «Баба- Яга»  П.И. Чайковского, детям предлагаю посмотреть сопровождающий музыку мультфильм, где Баба- яга разгоняет всех зверей.   Мною создана большая аудио-видеотека на произведения для слушания в детском саду, записей камерных и  симфонических концертов. Времени это занимает всего до 1,5 минут, а удовольствий и знаний в области музыкальной культуры ребенок получает достаточно.   Когда определённый багаж знаний получен мы устраиваем игры «Угадай, какое произведение звучит», «Угадай, какой инструмент звучал»,   застенчивые дети  и дети с ОВЗ могут показать картинку, которая соответствует заданию.  Слушание музыки используется в сочетании с двигательной активностью. Дети любят имитировать игру на воображаемых инструментах: скрипке, балалайке, баяне  при прослушивании  соответствующей  музыки.  Дети с ОВЗ на это хорошо откликаются. Таким образом, вызываю интерес к инструментальной музыке, развиваю тембровый слух.   

Слайд 10 Музыкотерапия

           Огромные возможности для поддержания душевного здоровья имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой, используемой на музыкальных занятиях. Слушаем шум воды, дождя, моря, пение дельфинов, звуки волшебной флейты, которые так любят дети. Музыкотерапия хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях.

           Для снятия напряжения и коммуникации детей друг с другом в качестве разминки  делаем игровой массаж друг другу,  используем динамические паузы, минуты шалости.

Слайд 11Вокалотерапия

           Положительный лечебно – оздоровительный эффект для детей и в том числе для детей с ОВЗ оказывает метод вокалотерапии – лечение голосом.  Элементы вокалотерапии   использую при распевании детей  на гласные, слоги, в удобном диапазоне вверх и вниз. Развивая при этом артикуляционный аппарат, певческое дыхание,   мелодический слух. Для привлечения внимания детей с ОВЗ использую альбом Звукарик, который так полюбился детям, работа строится на звукоподражании животным, создании различных звуковых эффектов   - ветер воёт, тиканье часов и др.

Такие игры голосом на основе одномоментных имитаций,   способствует   интонационной выразительности речи,  звуковысотного и ритмического слуха.

        Так как работа строится во взаимосвязи  с логопедом, использую некоторые логопедические распевки.  

 Слайд 12 Имаготерапия

             При выборе песенного репертуара исхожу не только из доступности литературного текста, но принимаю во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей с ОВЗ, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития.  Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в пении, предлагаю ему подыграть  на колокольчике во время проигрыша или изобразить с помощью игрушки того, о ком поётся песенка, вызывая желание участвовать в пении. В помощь  использую элементы имаготерапии, коррекция посредством образа.  Ребёнок берёт на себя роль  персонажа,   активно воссоздает воображаемый им по заданию  взрослого образ.

Слайд13 Инструментальное музицирование

         В рамках инклюзии инструментальное музицирование используется мною практически во всех видах музыкальной деятельности. В процессе музицирования  развивается чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей,  укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук, развивается фантазия и творческие способности, активизирует всех детей  Детям предлагаю выбрать любимый инструмент и включить его в процесс исполнения классической и народной музыки, то есть подыграть. Дети с ОВЗ с большим интересом и желанием берут в руки яркие звонкие бубенцы, кастаньеты, колокольчики, ложки.  Важно, чтобы в творческом музицировании   ребенок с ОВЗ "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. 

 

Слайд14 Музыкальные игры

 Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придаётся игровой деятельности на музыкальном занятии. Музыкальная игра - н активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях, где происходит  развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Слайд  15                    Виды музыкальных игр на экране

Использую разные виды игр – с пением, с движением,  игры, синтезирующие различные виды деятельности.

 

       Музыкальные игры можно назвать витаминами душевного благополучия.

       Слайд 16

        В результате проводимой мной работы по организации музыкальных занятий с использованием социоигровых методов, арттерапии, ИКТ, здоровьесберегающих технологий виден  положительный результат в развитии детей с ОВЗ. .

Дети и дети с ОВЗ становятся раскрепощёнными, активными, проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности.