+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Королевство волшебных мячей

Автор: Маковеева Наталья Анатольевна

 «Развитие двигательных умений и физических качеств дошкольников в процессе реализации практико-ориентированного проекта «В королевстве волшебных мячей»

 

Тема, над которой я работала, была взята мною неслучайно. В спортивном зале и в спортивных уголках групп есть много мячей и все они разные. Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего? Для чего они нужны? В какие игры можно с ними играть? На эти вопросы искали ответы дошколята средней группы «Солнышко» в ходе реализации проекта.

Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Даже совсем маленькие годовалые карапузы без устали могут ловить мячик, который катится к ним. Что же говорить о среднем, а тем более старшем дошкольном возрасте. Но все чаще мы видим наших детей не на улице, играющих со сверстниками, а за компьютерами или у телевизора. Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на их здоровье, поэтому уже с раннего возраста необходимо предложить ребенку альтернативу, и такой альтернативой могут стать разнообразные игры с мячом.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу таких органов как легкие, сердце, улучшают обмен веществ. Поэтому считаю данный проект актуальным.

Цель проектной деятельности – создание условий для познавательного и физического развития детей в сотрудничестве со взрослыми (педагогами, родителями).

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

-развивать у детей физические и волевые качества, инициативность, познавательные способности, стремление к победе и уверенность в своих силах,

-актуализировать роль семьи в физическом воспитании дошкольников, формировать партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений,

-пропагандировать здоровый образ жизни через организацию досуговых мероприятий с использованием мяча,

-пополнить развивающую предметно-пространственную среду дошкольного учреждения нетрадиционным спортивным оборудованием.

В процессе наблюдений за детьми индивидуальной работы был подобран и составлен диагностический инструментарий. С учетом проведенного мониторинга, мною был составлен перспективный план, который позволил в системе добиваться намеченной цели.

На подготовительном этапе мною была поставлена проблема, определены цели и задачи.

Было проведено анкетирование родителей, выявлено, что 41% семей имеют дома развивающее пособие «Мяч» и используют в совместных играх с ребенком.

Достижение цели, определенной в начале работы, способствовало поддержанию познавательного и физического развития детей в сотрудничестве со взрослыми (педагогами, родителями). Оформила для родителей консультации, которые повысили уровень их осведомленности о многообразии игр с мячом («Захватив с собою мяч»; памятка для родителей «Су-Джок гимнастика для дошкольного возраста»; картотека игр с мячом).

В ходе бесед-общений «Что можно делать с мячом», «Почему для разных игр нужны разные мячи», «Мячи в нашем зале», выяснила какие знания у детей имеются по этим вопросам и для расширения представлений детей подготовила мультимедийные презентации об истории мяча, о видах спорта, в которых необходим мяч.

В совместной деятельности с детьми и воспитателями изготовили игровой персонаж «Мяч-весельчак» для мастерской ручного труда. Сочинили сказку с использованием приемов ТРИЗ и оформили книгу «Сказочка про мяч Непоседу».

Рассмотрев с детьми иллюстрации отражающие, виды спорта с мячом, предложила детям придумать и нарисовать мячи для сказочных персонажей и оформить альбом «Мы – дизайнеры» для мастерской ручного труда. Затем в этой мастерской совместно с родителями изготовили мячи из различных материалов (ткани, меха, фальги т.д), которые послужили экспонатами в «Музее мяча».

Также с детьми на занятиях разучивали подвижные игры и упражнения с мячом: «Мячик-чижик», «Змейка», «Мяч сквозь обруч», «Мяч через сетку», «Мяч водящему» и другие, которые способствовали развитию у детей таких качеств, как ловкость, точность, координация движений, быстрота реакции, глазомер.

В форме душевного разговора провела беседу «Ежик, ежик – хитрый ежик», в ходе которой познакомила детей и родителей с гимнастикой Су-Джок. Для выполнения упражнений данного вида гимнастики необходимы массажные мячи, использование которых способствует повышению работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

Упражнения с использованием мячей Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Кроме того, они помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям вовремя занятий.

Неоспоримыми достоинствами гимнастики Су-Джок являются:

-высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект,

-абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не нанесет вред – она просто будет неэффективна,

-универсальность – Су-Джок гимнастику могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях,

-простота применения – для получения результата (стимуляция биологически активных точек) проводят упражнения с помощью массажных мячей, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, гимнастика Су-Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод работы педагога с детьми любого возраста.

В заключительной части игры-экспериментирования «Друзья Мяча-весельчака» для снятия напряжения был проведен эмоциональный тренинг «Мячик загрустил». Родители с детьми передовая мяч по кругу называли добрые, ласковые слова для мяча, чтобы он не грустил, а затем дети и взрослые рисовали свои эмоции на заготовленных смайликах.

В совместной деятельности с детьми и родителями оформили фотоальбом «Мой веселый звонкий мяч», который стал итогом беседы с детьми «Как я играю дома с мячом».

Выполняя домашнее задание, дети вместе с родителями собрали информацию о мячах, о видах спорта с мячом, об истории мяча, которая послужила материалом для оформления папки-передвижки «Что мы знаем про мяч».

В ходе реализации проекта были организованы следующие мероприятия:

* вечер эстафет «Веселый мяч» (ноябрь 2017),

* развлечение «Мой веселый звонкий мяч» (декабрь 2017),

* спортивный досуг «Мячи такие разные» (январь 2017),

* квест-игра «Путешествие в страну Треуголию» (февраль 2018),

* вечер игр с мячиками Су-Джок «Мяч знакомый и не знакомый…» (март 2018),

* спортивный досуг «Мячик прыгает, резвиться…» (апрель 2018),

* спортивный праздник «Вечеринка у Мяча-весельчака» (май 1018)

В ходе проведения анализа работы в рамках проекта были выявлены следующие ключевые моменты:

- у детей развиты физические качества как ловкость, точность, быстрота, координация движений, воля к победе, также сформированы знания об истории, свойствах мяча, о видах спорта, о чем можно судить по активному участию детей в спортивных играх, эстафетах, беседах.

- сформировались партнерские взаимоотношения в семьях воспитанников и между семьями; о чем можно судить по активности участия родителей в мероприятиях, организованных в рамках проекта;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды различными видами мячей (резиновые, волейбольный, баскетбольный, массажные мячи Су-Джок);  изготовленные из различных материалов;  персонаж «Мяч – весельчак»,  фотоальбом «Мой веселый звонкий мяч», папка передвижка «Что мы знаем про мяч», папка рисунков  «Мы дизайнеры»,  рукописная книжка «Сказочка про мяч Непоседу».

Эффективность использования проектной деятельности для познавательного и физического развития детей в сотрудничестве со взрослыми (педагогами, родителями) отражена в диаграмме.

 

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

Список литературы:

1.Воробьева Т.А. «Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики».

2.Гришин В.Г. «Игры с мячом и ракеткой».

3. Дедулевич М.Н. «Играй не зевай».

4. Коротков И.М. «Подвижные игры для детей».

5. Осокина Т.И. «Физические упражнения для дошкольников».

6. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду 4-5 лет».

7. Статьи в журнале «Инструктор по физической культуре».