Сёмка Галина Юрьевна
Учитель-логопед высшей категории, отличник нардного образования ГБДОУ №70 Кировского района Санкт-Петербурга
Артамонова Светлана Юрьевна
Учитель-логопед высшей категории, лауреат премии мэра ГБДОУ № 70 Кировского района Санкт-Петербурга
Работа с заикающимися детьми в детском саду и в школе.
В детском саду осуществляется помощь заикающимся детям различными специалистами: логопедом, воспитателями, музыкальным работником проводятся занятия с использованием логоритмических заданий, по возможности проводится массаж, лечебная физкультура. Одной из важнейших задач для логопеда дошкольного учреждения является организация речевой среды для заикающихся детей в детском саду и дома. Логопед и воспитатели разговаривают в детском саду только используя технику речи, организуют деятельность детей таким образом, чтобы и между собой дети разговаривали только с соблюдением определенных речевых правил.Необходимо, у детей вырабатывать привычку разговаривать в детском саду и дома по технике речи.
В коррекции заикания могут быть использованы различные методики: Хватцева М.Е., Левиной Р.Е., Волковой Г.А., Чевелёвой Н.А., Селевёрстова В.И., Лохова М.И. и др. Логопедические методики помогают все, но главное, помочь ребёнку использовать полученные речевые навыки в жизни.
В оздоровлении речи малышей участвуют родители. Логопед обучает родителей речевым навыкам. Каждый день для постановки и автоматизации речевого стереотипа даются домашние задания:
- тексты по различным лексическим темам;
-тексты для автоматизации поставленных звуков
-задания для развития лексического и лексико-грамматического уровня речи;
-задания по обучению грамоте.
Все задания выполняются по технике речи и дома родители разговаривают с ребенком, только соблюдая определённые речевые правила.
Благодаря помощи логопеда Ампилоговой Татьяны Павловны, которая подсказала использовать тексты, уже в первый год работы с заикающимися детьми, нами были получены положительные результаты.
В детском саду логопед помогает ребёнку подготовить выступления в группе и на празднике. Таким образом, ребёнок получает опыт нового речевого общения в семье, с педагогами и с детьми.
В школьном возрасте необходимо также заниматься с такими детьми, т.к. нередко наблюдаются рецедивы заикания. Логопед, помимо занятий с самим ребёнком, помогает ему использовать наработанные речевые навыки в общении с учителем, в ответах перед классом. Учитель-логопед заранее готовит с учеником устные задания, соблюдая технику речи, присутствует первоначально сам и помогает ученику начать использовать полученные речевые навыки.
Также логопеду необходимо организовать речевую среду ребёнка дома, для этого проводятся совместные занятия родителей и детей с логопедом, на которых родители обучаются речевым правилам. Невозможно заставить весь мир говорить по технике речи, но близкие люди могут быть проводником и опорой ребёнку в преодолении своего недуга.
Очень важно подсказать родителям, как правильно помогать своему ребёнку:
- не одёргивать и напоминать говорить по технике речи, а давать самим правильный речевой образец;
- не просто отправлять ребёнка в магазин, а быть рядом, когда необходимо включать речевое общение;
- продумать и проговорить с ребёнком заранее необходимую фразу.
Замечательно, когда с заикающимися детьми и их родителями занимаются профессиональные психологи и психотерапевты (благодаря их помощи, возможно выровнять внутрисемейные отношения, скорректировать эмоциональные реакции ребёнка).
Родители и в детском саду и в школе обучаются технике речи и наработанный ими навык речевого общения помогает в случае необходимости восстановить речь ребёнку (после болезни, стрессов, переутомления).
В детском возрасте речь восстанавливается с помощью отраженного чтения текстов и использования в дальнейшем такой речи в быту и в жизни.
Грамотная организация речевой деятельности заикающихся детей в дошкольном учреждении и в школе помогает в оздоровлении речи, но что не менее важно, в наработке уверенности и повышения самооценки ребёнка.