+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Школьные проблемы в кризисном сопровождении замещающих семей

Автор: Фокина Юлия Анатольевна

 

 

 

 

На базе Детского дома №1 г. Гурьевска Кемеровской области в 2015 году открыт Центр содействия семейному устройству, подготовки и сопровождения замещающих семей.

 

Наш Центр занимается сопровождением замещающих семей. Сопровождение может быть базовое и кризисное. На базовое сопровождение берутся вновь образованные семьи.

 

Сегодня я остановлюсь на кризисном сопровождении, причинах его возникновения.

 

Кризисное сопровождение - форма оказания психолого-медико-социальной помощи замещающей семье, оказавшейся в кризисной ситуации, направленной на улучшение положения в семье, устранение противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

 

Кризисное сопровождение начинается тогда, когда в семье происходит конфликтная, сложная ситуация, самостоятельно с которой замещающая семья справиться не может.

 

Проведя анализ кризисных ситуаций за 2018 год и 1 квартал 2019 года, можно сказать, что более 40 % обращений - это проблемы с учебной деятельностью, отсутствие учебной мотивации у несовершеннолетних, пропуски занятий в школе, сложности во взаимоотношениях и взаимодействии между педагогами и учениками, педагогами и замещающими родителями, детьми и замещающими родителями.

 

Как правило, в приемную семью помещаются дети, не получившие соответствующего воспитания в родительской семье. Эти дети могут страдать от недоедания и отсутствия ухода, не иметь должного медицинского лечения и контроля. Не исключено, что им пришлось перенести различные формы физического, психического насилия.

 

Приемные дети часто имеют проблемы со здоровьем. Представьте себе ситуацию, когда ребенок пишет коряво и с ошибками – его дома и в школе ругают, заставляют переписывать одно и то же по нескольку раз, не понимая, что проблема вызвана повреждением определенных структур головного мозга во время беременности или родов. Родители пытаются реагировать на это в ответ на требования учителей. Учителя, в свою очередь, очень часто незнакомы с данной группой медицинских проблем и поэтому считают, что либо родители не занимаются со своими детьми, либо дети «плохие». Ребенок не хочет идти в школу, мешает учителю вести урок, не справляется с домашними заданиями или не хочет их делать. Причин этому может быть множество. Это могут быть нарушенные способности к обучению, которые связаны с медицинскими проблемами, конфликты с учителем или одноклассниками, завышенные ожидания приемных родителей и т. п.

 

Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь - путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат - два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - ученики отвергают требования учителей и школы.

 

Школьные трудности ребенка-сироты, которые обусловлены чаще психологическими, чем интеллектуальными проблемами, влекут за собой специфическое отношение к ребенку, восприятие его как «детдомовского», неудобного и отстающего. Приемный родитель оказывается в зоне непонимания и социального неодобрения и должен быть готов выслушать множество обидных, несправедливых обвинений в адрес ребенка, научиться самому держать оборону. Опыт общения с приемными семьями говорит о том, что окружающие их не всегда понимают. Однако, не все взрослые могут благополучно справиться с этими трудностями, найти общий язык с педагогами, оказать поддержку своему приемному ребенку, найти и понять причины школьной дезадаптации, попытаться их решить.

 

 

 

Порой конфликтные ситуации в учебной деятельности становятся причиной возврата несовершеннолетних в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2018 году было возвращено 6 несовершеннолетних, за 1 квартал 2019 года уже 3.

 

Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения "исходят от учеников", являются следствием их невоспитанности. Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего "вклада", причем часто значительного, в создании конфликтной ситуации.

 

Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания и памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. В конечном счёте - рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Такая вот угнетённость предметом - на самом же деле учителем - для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет.

 

Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразной реакций детей на поведение.

 

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.