Путешествие в страну звукляндию
Автор: Стопычева Наталья Романовна
Цель:С помощью путешествия закрепить сознательное восприятие музыки, как искусства музыкальных звуков и умение различать произведения по характеру.
Задачи:
-Развить эмоциональную отзывчивость детей и осознание их первых музыкальных впечатлений.
-
-Сформирована начальная база музыкальной грамоты; звук, высота звука, диапазон, регистр, тембр, правописание нот, знаки альтерации.
Оборудование и оформление: фортепиано, нотная доска, запись произведений на USB,цветные нотки, детские рисунки.
ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников.
-Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте!»
Вступительная беседа.
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами отправимся в страну Звукляндию, где живут музыкальные звуки. Поможет нам песня.
2 Исполняется песня
ЧТОБЫ ПЕСНИ ИСПОЛНЯТЬ,
НОТЫ НУЖНО ТВЁРДО ЗНАТЬ.
ВЫУЧИМ НАЗВАНЬЕ НОТ,
И ГДЕ КАЖДАЯ ЖИВЁТ.
ЕСТЬ У РАДУГИ СЕМЬ КРАСОК,
А У МУЗЫКИ СЕМЬ НОТ,
ТОЛЬКО КТО ЖЕ БЕЗ ПОДСКАЗОК
ЭТИ НОТЫ РАЗБЕРЁТ?
БУДТО КАПЕЛЬКИ ПОХОЖИ,
РАЗЛИЧИТЬ МЫ ИХ НЕ МОЖЕМ,
ВОТ ЧТО: НОТЫ ВСЕ УКРАСИМ,
СЛОВНО РАДУГУ РАСКРАСИМ.
И ЗАПОМНИМ СРАЗУ МЫ,
ГДЕ ТУТ ФА, А ГДУ ТУТ
Дети, для того чтобы написать нам ноты, нужно открыть музыкальную дверь ключиком. А каким вы знаете?
Сказка о скрипичном ключе
Давным-давно были два музыкальных королевства.
Первое – Скрипичного ключа. В этом королевстве жили и звучали мягкие, нежные и мелодичные ноты. Короля звали Скрипичный ключ. У него была любимая дочь — красавица Мелодия.
Второе королевство – басового ключа. Короля звали Басовый ключ. У него был стройный и сильный сын по имени Бас.
Жители этих двух королевств спорили между собой кто из них лучше звучит, и из-за этого уже давно не общались между собой, хотя жили недалеко друг от друга. Между этими королевствами был красивый сказочный лес.
Однажды принцесса гуляла в лесу и заблудилась. Но это ещё не самое страшное, на неё напали разбойники. Их звали Диез, Бемоль и Бекар. Мелодия стала звать на помощь, и из лесной чащи вышел красивый юноша. Это был принц Бас. Он спас принцессу Мелодию и вывел её из леса.
Они полюбили друг друга и решили больше не расставаться. Им очень хотелось помирить своих отцов и жителей двух музыкальных королевств. Принцесса Мелодия и принц Бас были очень добрые и умные, они придумали, как это сделать.
А тем временем король Басовый ключ и король Скрипичный ключ собрались на охоту и по случайности оба короля встретились на поляне, где в это время их дети, Бас и Мелодия мирно беседовали.
Короли, когда увидели своих детей, вновь стали кричать и ругаться между собой, а умный и мужественный принц и ласковая, добрая принцесса помогли им успокоиться, и короли, простив друг другу обиды, вновь стали друзьями.
Прошло некоторое время, Бас и Мелодия поженились, и жили долго и счастливо в мире и согласии, радуя своих родителей и жителей этих королевств. И вновь зазвучала красивая музыка, где все звуки ладили между собой, и даже разбойники Диез, Бемоль и Бекар стали помогать нотам – жителям строить создавать чудесную, волшебную музыку.
Понравилась вам сказка?(да)Так где же живёт скрипичный и басовый ключи на какой линеечке(2)Хорошо!
Музыкальный звукоряд.
Теперь мы с вами можем собрать наши нотки в музыкальный звукоряд. А для этого отгадайте мои загадки.
Вся семья тянула дружно овощ для здоровья нужный
Старикам и детворе. Это овощ с нотой «ре» (репка).
Жёлтый, круглый, вкусный очень фрукт из Юга каждый хочет,
В этом фрукте слога три, в третьем слоге нота «си». (Апельсин).
Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней большие красные детки (помидор).
В этой ягоде есть нота «ля».
И душиста, и красна, любит солнышко она.
Под трилистник загляни-ка. Что там видишь?
(Земляника).
Две ноты слово составляют, пусть никого не удивляет,
Что с этим сочетаньем нот, нас познакомил огород (фасоль).
За обедом и за ужином с этой нотой крепко дружим мы.
Что мы сыплем в суп и щи? Ну-ка, в нотах поищи! (Соль).
Молодцы всё отгадали и записали. Выстроились звуки в ряд получился звукоряд. Ну, что мы с вами пойдём дальше.
Долго мы с вами путешествуем. Проголодались?Да. Давайте за глянем в столовую, что там дают на обед.Щи и кашу.
Длительности нот.
Щи да каша пища наша, (Хлопаем половинными).
После щей и после каши дети просят простокваши, (Хлопаем четвертями).
Ели, ели, ели, ели не худели, не полнели, (Хлопаем восьмыми).
Ели, ели, пили, пили, две недели сыты были. (Хлопаем шестнадцатыми).
Ну что наелись? А мы идём дальше.
3 Игра волшебная галерея
Дети показывают музыку движениями, а после отгадывают).
Звучит музыка М.П. Мусоргского(Звучит Прогулка М.П. Мусоргский дети гуляют по классу).
1 картина Гном, какая это будет музыка похарактеру (настороженная, напряжённая, мрачная, тревожная).
2 картина Старый замок, какая это будет музыкапо характеру (протяжная, певучая, печальная).
3 картина С сора детей на прогулке а какая это будет музыка (солнечная, светлая).
4 картина Баба яга какая будет музыка по характеру (резкая, яростная тревожная).
5 картина Балет не вылупившихся птенцов какая будет музыка по характеру (живая, юмористичная, весёлая, легкая).
Ну вот и пора возвращаться домой. А на прощание нам волшебная галерея подарила нам мультфильм. Вот мы и дома скажите пожалуйста в какой части путешествия вам понравилось больше всего путешествовать .Ответы. Хорошо я всем говорю
-Досвидания! (Дети уходят под марш).
Проведение контрольного занятия
Тема «Путешествие в страну Звукляндию»
Датта проведения; 10.12.2014-в 15ч.30мин.(пятница).
Продолжительность занятия 40мин.
Подведение итога 1 полугодия.
Знают начальную базу музыкальной грамоты; звук, высота звука, регистр, тембр, октавы, правописание нот, знаки альтерации.
-Освоили знания о интонационно-образной природе музыке, особенностях музыкального языка.