+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проблемы адаптации одаренного ребенка в школе

Автор: Королева Ирина Александровна

Проблема адаптации одаренного ребенка к школе.

«Человек, восприятие которого хронически   

опережает его возможности, всегда

находится под стрессом »

Лета Холлингзуорт

Приято считать, что гениальный человек рождается раз в сто лет, а вот одаренных детей больше, в среднем 15-20 % от всего населения. При этом только около 5% таких детей вырастают полноценными личностями, а остальными находятся под угрозой социальной изоляции, становятся порой изгоями в среде своих сверстников, не могу легко адаптироваться ко взрослой жизни.

В целом принято считать, что ребенок отличается одаренностью тогда, когда показатель его IQ выше 130 баллов. Но во внимание принимают не только результаты таких тестирований, а учитывают также такие критерии, например:

- исключительная любознательность;

- стремление чаще общаться с взрослыми, чем с сверстниками;

- выбор друзей из детей старшего возраста;

- повышенная чувствительность;

- высокая требовательность по отношению к себе самому;

- развитое воображение;

- способность концентрироваться на интересующем занятии или предмете;

- стремление быстрее научиться читать, любовь к чтению;

- развитое чувство юмора;

- интерес сложным играм;

- стремление уединяться во время работы;

- критичное отношение к окружающим;

Лета Халлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

1.      Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.      Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.      Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4.      Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

5.      Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

В свое время Джон Гауэн предложил целую серию полезных советов воспитателям и родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.

1.            Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.             Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам.

3.             Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они покажутся дикими или «за гранью».

4.             Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

5.               Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, необязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценить других.

6.              Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).

7.              Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска. Пусть он сохраняет свой творческий импульс , находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет.

8.               Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения.

9.             Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

10.           Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею.

11.           Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы не были они неудачны.

12.            Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

13.     Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

14.           Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола.

       Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое создают ему взрослые, он взьмет то, что ему необходимо. Для него вера в его силы – достойная уважения предпосылка.

        Самый важный дар, который могут развить педагоги и родители – это здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.

Список литературы

1.     Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.

2.     Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.

3.     Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

4.     Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

5.     Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.