+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование элементов интеллектуальной игры "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" на уроках и во внеурочной деятельности

Автор: Сливанкова Ирина Ивановна

 

«Что наша жизнь?

«Игра!"

Модест Чайковский

(опера «Пиковая дама»)

Придуманная в середине 60-х годов 20 века как телевизионное шоу игра Что? Где? Когда? Путешествует по всему миру. И каждая страна вносит в игру свои особенности, но главное-развитие интеллектуальных способностей и работа в группе  -  остается неизменным.

Владимиру Ворошилову удалось соединить коллективные способы обучения (работа в группах) и развитие интеллекта.

Под интеллектом обычно понимают способность к эффективному обучению, освоению полезных навыков. Каждый человек обладает  индивидуальным интеллектом, позволяющим ему достигать определенных вершин, на которые нацелена его личность.

Интеллектуальные игры –это не просто веселое времяпрепровождение. Играя, учащиеся  получают опыт общения со сверстниками, развивают различные  интеллектуальные способности. Игры учат  дружбе и взаимо -помощи.

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать следующие способности:

-память.

 В процессе игры работает как произвольная ,так и непроизвольная память.

-внимание.

 В процессе игры ребенок сосредотачивается, чтобы не упустить из виду малейшие детали.

-мышление.

 Думая над сложной и увлекательной задачей школьник сможет превосходно натренировать этот навык и усвоить алгоритмы на будущее.

-логику.

 Интеллектуальные игры непосредственно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы

детям младшего возраста и усовершенствовать его у старших учащихся.

В этой статье я расскажу как применяю элементы интеллектуальной игры ЧТО? ГДЕ ? Когда? на уроках и во внеурочной деятельности.

Опыт участия в различных турнирах помог мне найти применение элементов игры в своей работе.

На уроках математики я ежедневно, кроме заданий по теме урока, показываю решение какой-либо логической задачи или  придумываю какую-либо головоломку. Чтобы у учащихся появился интерес  к этому, ставлю отдельную оценку за решение этой нестандартной задачи.  В работе использую «Сборник задач»  Смыкаловой Е.В. и разнообразные задания, которые нахожу в сети Интернета.

 Одной из возможностей развить математическое мышление учащихся является широкое применение внеурочной деятельности. Во внеурочное время я организовала работу  клуба « Что? Где?  Когда?» для учащихся школы с 5 по 9 классы.

Существуют различные разновидности игры: «Брэй -ринг», «Своя игра», «Ворошиловский стрелок», спортивное Что? Где? Когда?

 В отличие от всех существующих клубов на территории России, задания в наших играх носят конкретный, тематический характер.

Так в начале учебного года игра посвящена  исключительно  школе.

Далее в октябре вопросы носят биологический и экологический характер.

В октябре мы играем литературные и  исторические вопросы.

В ноябре  на заседаниях клуба ставим математические вопросы.

В декабре вопросы  о праздновании Нового года в различных странах.

В феврале вопросы, посвященные  географии. 

В марте разбираем  вопросы  о выдающихся  женщинах России и мира.

 

 Такая система была создана по просьбе учителей, которые  хотели бы   привить интерес учащихся  к  своим предметам. Учащиеся, зная тему предстоящей игры ,готовятся к ней, больше внимания уделяют  вопросам, связанным с тематикой игры.

Игра вызывает у учащихся большой интерес. Практически все учащиеся 5-9 классов с большим желанием идут играть.

Большая работа по подготовке к игре для учителя заключается в подборе вопросов, их формулировке и редактированию.

И здесь  мне помогают учителя школы, которые подбирают  эти вопросы в соответствии с программой.

Количество игр мы ограничиваем не более одной в  месяц, для каждой ступени. Все команды разбиты на группы 5-6 классы и 8-9 классы.

Игра вызывает у учащихся большой интерес. Практически все учащиеся 5-9 классов с большим желанием идут играть.

Большая работа по подготовке к игре для учителя заключается в подборе вопросов, их формулировке и редактированию.

И здесь  мне помогают учителя школы, которые подбирают  эти вопросы в соответствии с программой.

Количество игр мы ограничиваем не более одной в  месяц, для каждой ступени. Все команды разбиты на группы 5-6 классы и 8-9 классы.

Со второго полугодия к играм подключаются и учащиеся начальной школы.

На занятиях клуба дети учатся

-слушать и сосредотачивать свое внимание;

-эффективно обсуждать проблему;

-эффективно использовать свои знания;

-быстро принимать коллективное решение;

-брать на себя ответственность в принятии решения;

-эффективно работать в стрессовой ситуации;

-умение выбирать.

Игра вызывает у учащихся большой интерес. Практически все учащиеся 5-9 классов с большим желанием идут играть.

 Такая система была создана по просьбе учителей, которые  хотели бы   привить интерес учащихся  к  своим предметам.

 Я часто привлекаю к созданию вопросов своих коллег. Они охотно отвлекаются на мои просьбы.

Для учащихся начальной школы также создан клуб ЧГК.

 Вопросы играют самые разнообразные: по сказкам, пословицы, поговорки, логические и математические задачи и головоломки. Игра также вызывает у младших школьников большой интерес.

 Таким образом, через работу клуба  идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям.;

-создаются условия для развития личности;

-формируется готовность к непрерывному образованию, укрепляется мотивация к этому;

-обеспечивается эмоциональное  благополучие участников процесса;

-осуществляется профилактика асоциального поведения;

 -формируются более дружеские отношения между участниками группы (команды).

Все вышеперечисленное является свидетельством важности и нужности работы в  клубе.(6)

У игры большое будущее, так как развитый интеллект всегда будет востребован в  жизни.

 

 

 

 

 

Список литературы

Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.-М. Просвещение,2011

Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы М. Просвещение. 2011

Е.Ю.Лукичева Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС. Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург АППО. 2

Шамова Т.И. проблемы активации учения школьников. Автореферат докт.диссертации М.1977

Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний М.1966

Квинт г.Выборг, электронный ресурс