Работа с "особенными" детьми в обычном классе.
Автор: Руссу Ирина Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КРАСНОСЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
188836, Ленинградская область,
Выборгский район, п. Красносельское
Тел. 8 (81378) 61-526
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»
Участник: Руссу Ирина Владимировна
Статья: РАБОТА С ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ.
Выборг
2019
И .В.Руссу
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Красносельская ООШ»
РАБОТА С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ
В настоящее время – время работы в условиях ФГОС[1] – происходит принципиальное переосмысление деятельности учителя в процессе обучения. Учитель должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива, так и каждого отдельного обучающегося. Объект исследования: выявить формы инклюзивного подхода к особым учащимся, взаимосвязанные формы индивидуальной и коллективной деятельности. Цель работы: организация обучения детей с особыми образовательными потребностями, важность данного подхода в современное время.
Подходы к инклюзивному обучению существуют в педагогике уже давно. Каждой учитель отводит своё место в структуре урока, но многоуровневый подход в методике, взаимосвязь индивидуальной и коллективной деятельности, при этом особые ученики не отделены от других детей, как условие реализации развивающего обучения является достаточно новым в исследовательской деятельности.
Для учителей понятие « инклюзивное образование» во многом новое, непонятное, многие не понимают, как организовать работу на уроке, как сложить воедино обучение особых детей и других учеников. Это объяснимо, ведь до сих пор нет методических пособий, как одновременно работать по 2-м программам и по 2-м учебникам. Учитель, работая в большом классе, часто не имеет времени на таких «особенных детей». А в современных условиях, когда часто работаешь на результат, именно эти дети остаются без внимания, день за днем, год за годом, и в результате - они оказываются « выброшенными за борт» образования. Видя эту ситуацию изнутри, понимая, что « особенных» детей не мало, мы - педагоги стали осознавать важность работы с каждым ребенком, как с личностью. Включение детей с особенностями в образовательный процесс, в школах по месту жительства - новый подход для российского образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ гарантирующей детям право на бесплатное и обязательное среднее образование. Конституция РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования[2]. Учитель, по сути, самостоятельно разрабатывает свой собственный образовательный план работы. При этом, учитываются прежде всего психологические особенности ребенка. Для таких детей характерна медлительность, снижение памяти, низкая мотивация к учебе, снижена способность к получению информации, рассеянность. Ребенок постоянно вертится, отвлекается (слышит только себя), Этим ученикам необходима помощь учителя, его внимание, очень любит похвалу (после этого тщательно выполняет задание). Недопустимо игнорировать ребенка, торопить его, давать задание в том же объеме, что и остальным ученикам. Занимаясь с «детьми особой заботы», нужно стараться поощрять его, хвалить, мотивировать к дальнейшему действию. Дети, имеющие задержку в развитии, воспринимают помощь, готовы к сотрудничеству. В идеале, педагог должен стать добрым наставником, другом. Тем более, что такие ученики с легкостью идут на контакт и воспринимают помощь взрослого. Пример: в моем классе учится мальчик Леша. На уроке он не успевает, нервничает, пытается спросить у ребят (тем самым отвлекая их), они посмеиваются над ним, Леша волнуется, переживает, в конце-концов, оставив попытки догнать одноклассников, опускает голову и тихо плачет.. Надолго запомнились глаза этого ребенка, когда мы стали работать в паре: он - ученик, постигающий новое, я - помощник, наставник, друг. Не удивительно, ведь сильные стороны особого ученика: отзывчивость, дружелюбие, щедрость. Значит, можно работать с детьми с задержкой развития. Главное - понять, как. Инклюзивный подход - это индивидуальная поддержка ученика, но при этом ученики не отделены от других детей[3]. Основным критерием в работе с особенными детьми на мой взгляд, является смена деятельности ребенка: работа в группе, в паре, работа с карточками и т.д. Для закрепления нового материала, умений и навыков, можно использовать:
1. Карточки с крупным шрифтом.
2. Упражнения из учебника.
3. Индивидуальный дидактический материал.
4. Карточки-тренажеры.
5. Карточки с образцами решения.
6. Творческие задания.
Конечно, работая с детьми «особой заботы», учителю необходимо учитывать, прежде всего, психологические особенности ребенка. На мой взгляд - главное это:
· Помощь ученику найти нужный материал в учебнике.
· Организация письменной работы (занимает больше времени, помощь открыть тетрадь, найти ручку, начать работать).
При формулировке заданий стараюсь, чтобы они были:
1. Понятными, краткими, конкретными.
2. Сформулированы в устной и письменной форме.
3. Ответы были изложены в письменной форме.
4. Выполнены в несколько этапов.
5. Индивидуальными.
В критериях оценивания работы, придерживаюсь следующего:
1.Осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам болезненно к ним относится.
2.Отмечать в основном положительное.
3.Разрешать переделать работу, для получения более высокой оценки.
4.Не акцентировать внимание на нарушение дисциплины.
Учитель, как профессионал обязан быть компетентным, с гибким мышлением, умеющий обучать без принуждения, на интересе и доверии.
Работа с особыми детьми, не приносит дивидентов. Кроме эмоционального удовлетворения. Чтобы заниматься этим, нужно терпение. Учитель должен быть готов, не просто как профессионал - предметник, а по - человечески готов. Дети с ограниченными возможностями, обычные дети, они не заслуживают того, чтобы от них отворачиваться, кто-то должен дать им любовь, знания, они и так в жизни познали трудности, они заслуживают поддержку и внимание. Давайте этими помощниками будем мы - педагоги,
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в поддержке, но и развитии способностей и достижении успехов в школе.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Конституция Российской Федерации.- М.:Айрис-пресс,2011.-64 с.
3.Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов/ под ред. И.Ю. Майсурадзе - Ульяновск: УИПКПРО, 2006.92с.
4. Екжанова Е.А. ,Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения.-М: Дрофа, 2008.
5. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психологического развития. Пособие для учителей.- Смоленск.1994.
Аннотация:
Ключевые слова: инклюзивное обучение, коллективная и индивидуальная деятельность, творческая деятельность, развивающее обучение.
Руссу Ирина Владимировна
МБОУ «Красносельская ООШ», учитель истории и обществознания.
e-mail: krasnoselsckhool @yandex.ru
+7 911 948 44 06