Конспект урока "Связь между суммой и слагаемыми
Автор: Кочановская Галина Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
Дата: 20.01.2019 Учитель: Кочановская Галина Николаевна
Класс: 1-А Предмет: Математика
Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) создать условия для формирования умения устанавливать связи между суммой
и слагаемыми; 2) создать условия для формирования умения складывать и вычитать числа в пределах 10;
3) создать условия для включения детей в учебную деятельность;
4) активизировать действия самоконтроля и самоанализа в контексте поставленных учебных задач.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования действий, обеспечивающих выход из затруднения: восприятие, анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал: 1) опорный сигнал названия компонентов сложения,
2) схемы-эталоны, 3) презентация
Раздаточный материал: 1) задачи для групп (по количеству групп), 2) набор геометрических фигур
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Ребята, в математику тропинки одолеем без запинки? Какими качествами надо обладать, чтобы одолеть тропинки. (называют качества) С- 3
- Как вы будете преодолевать тропинки? (Мы повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новое.)
- Как вы будете действовать, если возникнет затруднение? Будете ли Вы стараться? (Будете ли вы действовать в одиночку или сообща? Будете ли Вы действовать самостоятельно, но в пути помогать другу?
- Тогда пожелаем друг другу удачи – и в путь.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
− Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
Разминка для ума.
- Сколько цыплят, вывел петух, если он снёс 5 яиц?
- Сколько хвостов у 4 белок?
- Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело?
- Какие качества вам понадобились, чтобы решить эти задачи?
- Все ли были внимательными?
На доске ряд чисел 2 3 4 5 8 С-2
- Зачеркнуть 2 числа так, чтобы сумма оставшихся, равнялась 9
- Что мы записали? (Сумму)
- Вспомните, как называются числа при сложении? (Называют компоненты сложения)
- Что мы сейчас повторили? (Компоненты сложения)
На экране – опорный сигнал.
Практическая работа в парах.
На столе 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников?
- Какое выражение составим? 2 + 4 = 6 (Читают, называют компоненты.)
Передвигая треугольники делают запись: 6 – 2 = 4 6 – 4 = 2 над числами опорный сигнал.
- Рассмотрите все 3 примера. Что заметили? (Когда из суммы 6 вычитаем первое слагаемое 2, то получаем второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычитаем второе слагаемое 4, то получаем первое слагаемое 2.)
- Какой можно сделать вывод?
- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?
- Определите тему урока. (Связь между суммой и слагаемыми ) С- 3
- Какие задачи поставим? (На основе вывода, научиться устанавливать связи между суммой и слагаемыми)
- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)
- Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам неизвестно)
3. Выявление места и причины затруднения.
Выполнить задание №2 стр.26 учебника
Проверка по эталону. Кто не смог справиться с заданием?
- Кто выполнил задание, назовите каким правилом вы пользовались?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)
− Сформулируйте цель своей деятельности. (Научиться устанавливать связь между суммой и слагаемыми)
Выполняют № 1 стр.26 с проговариванием.
5. Реализация построенного проекта.
– Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.
На работу в группах отводится 3 минуты.
Прочитать текст задачи. Заполнить модель. Записать решение и ответ.
− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.
У доски отвечают по одному представителю от группы. (Делают вывод, что задачи являются взаимообратными)
− Ребята, скажите, можно ли наш вывод применить для любых чисел?
а + в = с с – а = ? с - ? = а
На экране правило. С -4
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)
− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять правило.)
− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового правила)
Работа в парах.
- Закончите предложения:
Если 4 +5 = 9, то 9 – 4 =… и 9 – 5 = …
Если 2 + 6 = 8, то 8 - 2 =… и 8 – 6 =…
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)
− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятно ли нам новое правило и умеем ли мы его применять)
Задание по вариантам. Даны числа: 3,7,10 4,5, 8 Составить с этими числами 2 примера на сложение и 2 на вычитание.
Проверка по эталону.
Кто не справился с заданием ?
Кто справился +
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Слагаемые и сумма связаны между собой)
− Какие цели вы сегодня ставили?
− Достигли вы этих целей? Докажите.
− У кого остались затруднения по новой теме?
− Над чем еще вам надо будет поработать?
− Можно ли сказать, что сегодня вы преодолели тропинки? (Да.)
Если вы уверенно чувствовали, всё поняли, возьмите красный карандаш.
Если остались вопросы – зелёный.
Если некомфортно – синий. Выполните задание.
Поставить точку, 4см - вправо, 2см - вниз, 6см - влево, 4см – вверх.
У кого получилась замкнутая линия?
Спасибо за урок!