+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока "Связь между суммой и слагаемыми

Автор: Кочановская Галина Николаевна

          Муниципальное общеобразовательное учреждение

           Иркутского районного муниципального образования

           «Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»

 

Конспект урока

 

Дата: 20.01.2019               Учитель: Кочановская Галина Николаевна

 

Класс: 1-А                        Предмет: Математика

Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1)      создать условия для формирования умения устанавливать связи между суммой

и слагаемыми;                                                                                                                                     2) создать условия для формирования умения складывать и вычитать числа в пределах 10;

3) создать условия для включения детей в учебную деятельность;

4) активизировать действия самоконтроля и самоанализа в контексте поставленных учебных задач.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования действий, обеспечивающих выход из затруднения: восприятие, анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал: 1) опорный сигнал названия компонентов сложения,

2) схемы-эталоны, 3) презентация

Раздаточный материал: 1) задачи для групп (по количеству групп), 2) набор геометрических фигур

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Ребята, в математику тропинки одолеем без запинки? Какими качествами надо обладать, чтобы одолеть тропинки. (называют качества) С- 3

- Как вы будете преодолевать тропинки? (Мы повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новое.)

- Как вы будете действовать, если возникнет затруднение? Будете ли Вы стараться? (Будете ли вы действовать в одиночку или сообща? Будете ли Вы действовать самостоятельно, но в пути помогать другу?

- Тогда пожелаем друг другу удачи – и в путь.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

Разминка для ума.

 - Сколько цыплят, вывел петух, если он снёс 5 яиц?

 - Сколько хвостов у 4 белок?

 - Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело?

 -  Какие качества вам понадобились, чтобы решить эти задачи?

 - Все ли были внимательными?

    На доске ряд чисел   2 3 4 5 8      С-2

 - Зачеркнуть 2 числа так, чтобы сумма оставшихся, равнялась 9

 - Что мы записали? (Сумму)

 - Вспомните, как называются числа при сложении? (Называют компоненты сложения)

 - Что мы сейчас повторили? (Компоненты сложения)

    На экране – опорный сигнал.

     Практическая работа в парах.

     На столе 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников?

   - Какое выражение составим?    2 + 4 = 6  (Читают, называют  компоненты.)

     Передвигая треугольники делают запись: 6 – 2 = 4   6 – 4 = 2   над числами опорный         сигнал.

- Рассмотрите все 3 примера. Что заметили? (Когда из суммы 6 вычитаем первое слагаемое 2, то получаем второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычитаем второе слагаемое 4, то получаем первое слагаемое 2.)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Определите тему урока. (Связь между суммой   и  слагаемыми )  С- 3

- Какие задачи поставим? (На основе вывода, научиться устанавливать связи между суммой и слагаемыми)

- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)

- Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам неизвестно)

 

3. Выявление места и причины затруднения.

  Выполнить задание №2 стр.26 учебника

  Проверка по эталону. Кто не смог справиться с заданием?

 - Кто выполнил задание, назовите каким правилом вы пользовались?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

− Сформулируйте цель своей деятельности. (Научиться устанавливать связь между суммой и слагаемыми)

 Выполняют № 1 стр.26 с проговариванием.

5. Реализация построенного проекта.

Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.

На работу в группах отводится 3 минуты.

Прочитать текст задачи. Заполнить модель. Записать решение и ответ.

− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

У доски отвечают по одному представителю от группы. (Делают вывод, что задачи являются взаимообратными)

− Ребята, скажите, можно ли наш вывод применить для любых чисел?

  а + в = с     с – а = ?      с - ? = а

На экране правило. С -4

Физкультминутка.

 Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.

6.  Закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять правило.)

− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового правила)

 Работа в парах.

- Закончите предложения:

Если 4 +5 = 9, то 9 – 4 =… и   9 – 5 = …

Если 2 + 6 = 8, то 8 - 2 =… и   8 – 6 =…

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)

− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятно ли нам новое правило и умеем ли мы его применять)

Задание по вариантам. Даны  числа:     3,7,10         4,5, 8  Составить с этими числами 2 примера на сложение и 2 на вычитание.

Проверка по эталону.

Кто не справился с заданием ?

Кто справился +

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Слагаемые и сумма связаны между собой)

    − Какие цели вы сегодня ставили?

    − Достигли вы этих целей? Докажите.

    − У кого остались затруднения по новой теме?

    − Над чем еще вам надо будет поработать?

    − Можно ли сказать, что сегодня вы преодолели тропинки?  (Да.)

        Если вы уверенно чувствовали, всё поняли, возьмите красный карандаш.

        Если остались вопросы – зелёный.

        Если некомфортно – синий.  Выполните задание.

       Поставить точку, 4см - вправо, 2см -  вниз, 6см - влево, 4см – вверх.

       У кого получилась замкнутая линия?

       Спасибо за урок!