+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Традиции и инновации современной школы

Автор: Иванова Эльвира Николаевна

     Математика и спорт, казалось бы, далеки друг от друга. Но это только на первый взгляд. Лишь по недоразумению многим юношам и девушкам занятия точными науками и спортом представляются малосовместимыми. Это происходит из-за отсутствия опыта или из-за того, что часто в школе с хорошо поставленным преподаванием точных наук уроки физической культуры организованны менее удачно. Во всяком случае, среди школьников, которых мы привыкли считать способными и умными, встречается несколько пренебрежительное отношение к физкультуре, спортивным играм, к регулярным физическим нагрузкам. В то же время многие представители различных наук и, в частности, математики и физики старшего поколения с большим вниманием относятся к своим спортивным занятиям. Они знают, что занятия спортом способствуют к гармоническому развитию личности, что спорт закаляет человека физически и духовно [3, 11].

    Известно, что методами математической статистики устанавливают перспективность спортсменов, условия, наиболее благоприятные для тренировок, их эффективность, обрабатывают показания датчиков, контролирующих нагрузки спортсменов. Теория информации позволяет оценить степень загруженности зрительного аппарата при занятиях различными видами спорта (горнолыжным, настольным теннисом и др.). Математика и физика помогают изыскивать наиболее удачные формы гребных судов и вёсел. Существует мнение, что идеи П. Л. Чебышева, касающиеся раскроя тканей, были использованы при конструировании суконной оплётки теннисного мяча [3, 15].

    Занятие спортом благотворно влияют на умственную деятельность и психику человека, укрепляют его волю. Этот факт бесспорен для многих учёных, занимающихся плаванием, теннисом, бегом, лыжами, альпинизмом. Не зря говорят, что математика-это царица наук. Математика нужна в любом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. Если сравнивать детей, получивших физическое воспитание, с детьми, которые не увлекались спортом, то можно заметить, что первые легче преодолевают трудности в жизни, учёбе, успешнее борются с болезнями [3, 17].

     Очень многое даёт школа: уроки физической культуры, лыжные прогулки посещение плавательных бассейнов. С помощью спорта можно привлечь внимание обучающихся как к возможности изучения многих ситуаций в спорте с математических позиций, так и к целесообразности более обоснованных количественных и качественных оценок спортивных явлений [3, 18].

Цель данной работы: доказательство возможности использования нестандартного метода, а именно – увлечение спортивными играми для развития математических способностей у обучающихся.

Для получения наиболее полного и достоверного результата  были поставлены следующие задачи: изучить % любителей спорта в МБОУ «СОШ №1» (учителя, ученики и их родители); провести сравнительный анализ успеваемости  по математике любителей спортивных игр и учащихся 6«Б» класса МБОУ «СОШ №1»; подвести обучающихся экспериментальной группы к составлению задач на темы: координатная плоскость, пропорция, движение, диаграммы, формулы [1,105], [2,217]; проанализировать задачи, самостоятельно составленные учащимися экспериментальной группы; определить эффективность использования данных задач в развитии математических  способностей у обучающихся[4, 25].

         Методы исследования: общелогические (анализ, индукция), эмпирические (анализ документов, интервьюирование), функциональная. Оригинальность работы состоит в том, что она дает возможность расширить кругозор детей по таким предметам как история, физика, информатика, математика. Считаем, что в настоящее время данная тема является очень актуальной, так как поиск новых методов в изучении математики и популяризации предмета стало необходимой и насущной в изучении математики в современной школе. Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении возможности использования нестандартных методов для развития у обучающихся интереса к математике. Объектом исследования стали обучающиеся 6«Б»  класса и любители спортивных игр МБОУ «СОШ №1». Предмет исследования – это поиск новых методов для развития интереса к математике. Источником для написания работы стали практические и теоретические навыки, полученные на занятиях спортивными играми, обмен опытом, консультации с учителями физической культуры и  математики, а также методическая и научная литература [5, 537]. 

          Работа состоит из нескольких этапов. На подготовительном этапе был проведён опрос. Анкетируемым было предложено ответить на вопрос, «каков процент любителей спортивных игр в настоящее время в нашем ближайшем окружении?»

          Результаты опроса показали, что в настоящее время плаванием  занимаются 20% обучающихся, баскетболом -   35%, лёгкой атлетикой -  45%. 27 % учителей, 15% родителей МБОУ «СОШ №1» устойчиво увлекаются спортом. Нам было интересно узнать, что спорт связывает людей разного возраста: Николаева Светлана (5 класс), Шестопалов Сергей (11 класс), Паксеева В.В. (57 лет). К спорту проявляют интерес люди разных специальностей: учитель музыки (Вишневская Н.В.), учитель информатики (Николаева Г.С.), учитель начальных классов (Яковлева С.В.), заведующая хозяйственной части (Паксеева В.В), продавец (Никифорова Н.П.), соцработник (Николаева Т.М.). Вывод: спорт является одним из самых массовых увлечений. К нему проявляют интерес люди разного возраста и разных специальностей.

На одном из этапов работы был проведён мониторинг успеваемости учащихся, которые занимаются спортом и тех, кто спортом не занимается. Сравнительный анализ успеваемости по математике любителей спорта и учащихся 6 «Б» класса МБОУ «СОШ №1» убедил нас в том, что интеграция между такими предметами как физическая культура и математика возможна и даёт положительные результаты.

На основном этапе, после консультаций с учителями математики, учащимся экспериментальной группы были показаны способы математического вычисления угла попадания шайбы в ворота,  арифметические расчеты при разбеге  прыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планку отталкивания, вычисления скорости и времени движения лыжника, а также определения положения шахматной фигуры на плоскости [1, 145]. Собранные данные использовались для составления задач на темы:  пропорции, формулы, диаграммы [4, 135]. Задачи были откорректированы для использования учителями математики. Эффективность использования данных задач проверялась при помощи самостоятельной работы, где одна из задач была типовая, а вторая – экспериментальная.

         На заключительном этапе в результате анализа собранного материала были сделаны следующие выводы:

1. успеваемость по математике у любителей спортивных игр выше, чем у обычных школьников;

2. использование данного метода, а именно – увлечение спортом, действительно эффективно и даёт положительные результаты.

А это значит, что знание учителем интересов и увлечений своих учеников, поиск новых методов обучения и умелое их использование будут всегда давать положительные результаты и способствовать популяризации такого предмета как математика.

В современной школе популяризация предмета математики стала необходимой и очень актуальной. Использование нестандартных методов способствует развитию у детей интереса к математике. Данная работа показывает возможность интеграции таких предметов как физическая культура и математика, она помогла по-другому взглянуть на два непохожих друг на друга предмета. Знание учителем интересов и увлечений своих учеников, поиск новых методов обучения и умелое их использование будут всегда давать положительные результаты, и способствовать популяризации такого предмета как математика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.    Виленкин Н.Я. и др. «Математика 6 класс»; 25-е изд.,- М.: «Мнемозина», 2009., С. 288

2.   Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Учебник «Математика 6 класс»; Издательство. М.: Просвещение 1990г. 304 с.

 

3.   Садовский А. Л. «Математика и спорт». -  Наука.  Главная редакция физико-математической литературы, (Библиотечка «Квант». Вып. 44)- 1985-192 с.

 

4.   Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике. 6 класс». 6-е изд. - М.: Классикс Стиль, 2007. - 160 с. 

 

5.   Энциклопедия для детей. [Т. 20.] Спорт – 2-е изд., Э68 испр, / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 624с.: ил.