+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Понятие коммуникативных умений и принципы их измерения

Автор: Вишнякова Алина Ивановна

Понятие коммуникативных умений и принципы их измерения

 

Коммуникативные умения развиваются и формируются в процессе общения. Для дальнейшего исследования следует раскрыть такие ключевые понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», применительно к обучающим ступени начального общего образования.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века. Коммуникация от латинского «communication – сообщение, передача и от «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [3, с.3].

В толковом словаре Ожегова  понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение» [8].

Так, Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов», в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом [7].

Я.Л. Коломинский конкретизирует определение общения, рассматривая его как «информационное и предметное взаимодействие» [4]. Тем самым автор выделяет такие функции общения, как передача информации и установление контакта между субъектами в процессе их совместной деятельности.

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [10, с.265].

Более узкое трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г.М. Андреевой [1], А.В. Батаршева [2], Я.Л. Коломинского [4]. Ученые под коммуникацией подразумевают только процесс передачи информации.

Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что понятия «общение» и «коммуникация» являются идентичными. Таким образом, коммуникация представляет собой:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира;

б) процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку;

в) передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева [1]). Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [1, с.53].

Коммуникативные умения, согласно С.В.Чернову, это «осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения» [11, с.159].

Мудрик А.В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [8, с. 26].

Казанский Н.Г., Назаров Т.С. определяют коммуникативные умения как систему приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. [5, с.28]

Исходя из этого, коммуникативное умение – это умение общаться с людьми, то есть способность людей взаимодействовать, переживать, понимать и влиять друг на друга. Применительно к обучающимся ступени начального общего образования коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, выделенные А.А. Бодалевым [3, с.116].

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Для диагностирования уровня сформированности коммуникативных умений в исследовании нами были использованы следующие методики:

1) тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов);

2) методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.);

3) интерпретация содержания сказки «Пряничная девочка»;

4) методика «Ковер» (Овчарова Р.).

Формирование коммуникативных умений тесно связано с развитием личностных новообразований в сфере интеллекта и в сфере профессионально значимых характеристик. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) [1, с.30].

К первой группе умений относятся все аспекты коммуникационной стороны общения (цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания). Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа – интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений [1, с. 67]:

·        межличностной коммуникации;

·        межличностного взаимодействия;

·        межличностного восприятия.

Составляющими коммуникативных умений являются:

·        умение слушать другого человека;

·        умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;

·        умение понимать другого;

·        умение сопереживать, сочувствовать;

·        умение адекватно оценивать себя и других;

·        умение принимать мнение другого;

·        умение решать конфликт;

·        умение взаимодействовать с членами коллектива.

Эти основные умения были  конкретизированы Лернером И. Я. и объединены в несколько групп коммуникативных умений [6, с.90]:

1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно, ее истолковывать. (Безусловно, по отношению к младшим школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями).

2.  Умение ориентироваться в отношениях с возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени близости и в мере доверительности.

3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит.

Умение ориентироваться в ситуации предполагает, в первую очередь, обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Обучающийся должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.

Таким образом, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, которые дают возможность целенаправленного формирования этих умений в процессе учебной коммуникативной деятельности обучающихся.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006.  384 с.

2.                Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Издательский центр «Владос», 2001. 176 с.

3.                Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е издание. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

4.                Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л.Коломинский. Москва: АСТ, 2010. 448 с.

5.                Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. М.: Просвещение, 1978. 224 с.

6.                Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980. 96 с.

7.                Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: НАУКА, 1984. 444с.

8.                Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

9.                Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. 940 с.

10.           Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, теории и истории (Новое в гуманитарных науках). Санкт-Петербург: ИГУП, 1999. 592 с.

11.           Чернов С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сборник научных статей. 2007. С. 158-165.