+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока "Когда? Как? Почему?

Автор: Алибекова Нурьяна Абдурагимовна

                                              МКОУ « Чабанмахинская СОШ»

 

 

 

Разработка урока по ФГОС

по русскому языку

на тему: «Когда?Как?Почему?»

 

 

 

   

 

 

Составила учитель русского языка и литературы Алибекова Нурьяна Абдурагимовна

 

                  Тема: наречие как часть речи.

 

 

Цели:

Образовательные:

Знать: - что такое наречие

- на какой вопрос оно отвечает

- какую роль наречие играет в предложении

- уметь поставить вопросы к изучаемой части речи

Развивающие цели:

Развивать:

- умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

- орфографическую зоркость, активность

Воспитательные цели:

- расширять кругозор, интерес

- привить любовь к русскому языку.

Коммуникативные УУД

Знать название и основное содержание изученного.

Личностные УУД

самостоятельно оценивать свои результаты

Коммуникативные  УУД

Участвовать в обсуждении текста

Оборудование:  презентация, индивидуальные задания, доска, наглядности,  учебник, тетрадь.

 

            Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Повернитесь к друг другу и подарите свои улыбки, и я дарю вам свою улыбку. Давайте, ребята, спланируем нашу деятельность: каллиграфическая минутка, словарная работа.

 

Каллиграфическая минутка:

Россия - ребята выделяют орфограммы, один ученик работает у доски.

Словарная работа. Ребята, у каждой страны есть символы, ваша задача среди них выбрать символы нашей страны. Класс работает самостоятельно, одна ученица у доски.

Ответы: медведь, береза. Ученики определяют орфограммы в этих словах.

 

Медведь - первая буква е в первом слоге, береза - безударная буква е в первом слоге.

Итак, ребята на доске написаны слова: разные, большая, живут, Россия,  что мы должны с ними сделать?

 Устные ответы детей. Правильно.

Составьте предложения с данными словами и определите части речи, к которым принадлежат эти слова.

 

Актуализация знаний.

Ребята,

какие части речи мы уже изучили?(Существительное,  прилагательное,

предлог, глагол)

На

доске записаны слова.

Прочитайте глазами слова: ручка, парта, холодно, быстро, стол, бегать, петь, играть, красивый, добрый, солнечный, пасмурно. Сгруппируйте их по частям речи.

Существительные: ручка, парта, стол.

Глаголы: бегать, петь,  играть.

Прилагательные: красивый, добрый, солнечный.

Что мы знаем об этих частях речи? Обобщение.

Создание проблемной ситуации. С какими словами вы не справились, кто знает, к какой части речи относятся эти слова?

Определяем тему « Наречие»

Значит, каковы цели нашего урока?

 

1.Что обозначает?

2.На какие вопросы отвечает?

3.Как изменяется?

4.Синтаксическая роль в предложении.

5.Какую работу в языке выполняет часть речи?

Задание. Давайте узнаем, как образовался термин «наречие»?                   Работа по теме урока.

Ответ: Изучая наречие, необходимо знать, что термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень – реч -, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».

Учитель: Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь.

Какая?

Ответ: Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие».

Учитель: Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Сл.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.                                                                                                                                Ребята, я предлагаю вам рассмотреть  «Риторические эскиз – «Наречие как самостоятельная часть речи», который высвечивается на экране.

Ученики комментируют изображенное на экране.

В результате ребята получают полное представление о лексических, морфологических и синтаксических особенностях наречия.

Релаксация. Физминутка.

А теперь, дети, немного отдохнем. Вставайте дружно, встали ровно.             Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево- вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево- вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди- сзади.)

 Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» - «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди- сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево- вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево- вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

Молодцы, все отдохнули? Продолжаем работать.

 

 

Работа по карточкам для слабоуспевающих.                                                            Задание: выбрать из слов наречия и подчеркнуть их. Слова:  вечером,  днем,  летит, злой, издалека, в лесу, черный, хорошо, сзади, внизу, солнце, смотреть.

 

Закрепление изученного.  Работа по учебнику.

Итак, ребята открываем учебники, читаем правило. Один ученик читает вслух.  Дети отвечают на вопросы и рассматривают примеры по учебнику. Пишем упражнение, читаем условие, разбираем первое предложение и выполняем самостоятельно. Мы с вами выяснили, что такое наречие.

На какие вопросы оно отвечает?

- А давайте подумаем, каким членом предложения будет являться наречие в предложении? Наблюдаем над ролью наречия в предложении.                              

Идем дальше. Ребята, попробуем составит синквейн к слову наречие? Выполняем самостоятельно.

 

Синквейн.   Наречие.

            Нужное, незаменимое.

            Не изменяется, уточняет.

          Обозначает признак действия.

          Почему?

 

Итог урока. Рефлексия.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

 

 

Продолжите предложения:

 

Я узнал…

 У меня получилось…

Мне было  тяжело…                                                                                                                                                     Я теперь  знаю уже…

Домашнее задание: выучить правило, выполнить упражнение.