+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование возможностей экологического образования в работе с детьми с ОВЗ

Автор: Гайдар Светлана Петровна

Существование и процветание цивилизованного общества невозможно без гармоничной его связи с окружающей средой. Экологические катастрофы, кризисы природных сообществ, уменьшение природного биоразнообразия на сегодняшний момент грозят гибелью всей природы и человечества. Это ставит перед нами задачу по внедрению всеобщего экологического образования. Получается, что развитие экологического образования стало реакцией общества на ухудшение экологической обстановки в мире и поэтому важнейшая задача любого человека, говоря словами В.И. Вернадского, научить «управлять собой в отношениях с природой».

 

Бесспорно, главная роль в этом принадлежит школе. Ведь именно в юном возрасте формируются понятия о добре и зле, о взаимоотношениях человека и природы. И какими будут эти взаимоотношения, зависит от того, что и как вложат в умы подрастающего поколения педагоги.

 

Особое значение приобретают эти задачи, когда речь идет о детях – сиротах с ограниченными возможностями здоровья, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослаблением физического и психического здоровья, нравственной неустойчивостью. Непрерывность и неразрывность учебного и воспитательного процесса Отъясской специальной (коррекционной) школы-интерната, казалось бы, дает богатые возможности для экологического воспитания. Но на самом деле постижение знаний природы, происходящих в рамках различных школьных предметов, часто препятствует этому. Одной из актуальных проблем на сегодняшний момент является то, что ни одно из высших учебных заведений не готовит специалистов с учетом специфики работы образовательного учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Такой специалист должен быть и дефектологом, и психологом, и высококвалифицированным педагогом, владеющим разнообразными методиками обучения и воспитания по различным направлениям.

 

Лоскутность, разрозненность школьных знаний, по мнению Л.С. Выготского, загромождает восприятие ученика бесконечным числом отдельных фактов, сваленных в кучу в полном смысле слова, и исключает объединяющую и связывающую точку зрения на предмет. «Обучение – необходимый момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь ход развития, становятся достоянием самого ребенка».

 

Несмотря на имеющийся научный фонд, анализ теоретических исследований и практического опыта, связанных с конструированием содержания образования, позволил выявить ряд противоречий между: а) природной целостностью человека и окружающего мира и их предметным изучением; б) стремлением к интеграции научного знания и автономностью школьных дисциплин; в) узкопредметной ориентированностью образования и необходимостью синтеза, комплексного применения знаний на практике; г) масштабами потребности общества в полноценных результатах деятельности сиротских специальных коррекционных учреждений системы образования по эффективной подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и реальным вкладом педагогической практики в осуществлении социальной адаптации воспитанников.

 

Проблема, таким образом заключается в том, чтобы учебно- воспитательный процесс по экологическому образованию в школе-интернате стал реальным фактором реабилитации воспитанников, что не возможно без комплексного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важно ответить на вопрос: каким же образом должна быть построена работа по развитию экологической культуры, чтобы она стала влиять на социализацию детей с ЗПР в рамках образовательного учреждения.

 

Экологическое образование в школе прослеживается на всех ступенях обучения. Для младших классов содержание экологического образования и воспитания основано на формировании представлений о природе, как средстве жизнедеятельности человека, развитии эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, воспитании этического отношения к окружающей среде, умении вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Для учащихся среднего звена экологическое воспитание предполагает формирование потребностей проявления активности в решении экологических проблем, познавательных, практических и творческих умений экологического характера. Для старшеклассников содержание экологического образования и воспитания основано на становлении экологической ответственности как основной черты личности подростка с ЗПР на основе системных знаний об экологических проблемах современности.

 

Как показывает практика, дети с ЗПР склонны к проявлению тревожности и напряженности эмоционального состояния при организации новых условий обучения и возникновении затруднений, особенно в период адаптации к обучению в среднем звене. В таких условиях нашим воспитанникам необходимо сопровождение психолога, чтобы отслеживать проявления такого состояния и своевременно организовывать психопрофилактику и психокоррекцию.

 

Подготовка урока с использованием технологии проектного обучения трудоемка, но результат (рост познавательного интереса ученика и его эмоционально-психологическое состояние) оправдывает затраченные усилия, так как это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планиро­вания и выполнения постепенно усложня­ющихся практических заданий. Этот ме­тод открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессио­нальную деятельность, иными словами, по­пробовать и испытать себя в разных сфе­рах, выявить что-то близкое и интересное для себя и сконцентрировать на этом все свои желания, силы, способности. Это позволя­ет включить в учебный процесс самое важ­ное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника — обу­чаемого.

 

Форма организации учебной деятель­ности на уроках с использованием элементов исследовательской деятельности — групповая. Над каждым подпроектом работает группа школьни­ков из 3-4 человек, их учебная деятельность носит разнонаправленный (теоретический и практический) характер. Разработчики подпроектов участву­ют во всех видах учебной деятельнос­ти: собирают и обрабатывают данные, по возможности анализируют их, под руководством педагога предлагают пути ре­шения выявленных проблем (исследо­вательский и практико-ориентированный блок), проявляют творческую фантазию при создании иллюстра­тивных материалов. Нередко на таких занятиях возникают ссоры (из-за негативного отношения к члену группы или нежелания выполнять то или иное задание), которые могут нарушить ход урока любого содержания. В данном случае психолог подготавливает рекомендации для педагога и обучает детей своевременно снимать эмоциональное напряжение и регулировать свое эмоциональное состояние.

 

Результатом исследовательской деятельности учащихся является создание отчетов в форме иллюстрированного альбома, сочинений, творческих заданий (различные виды аппликации, рисунки, фотоматериалы, поделки из природных материалов и подручного сырья). А вот оформление результатов в форме мультимедийных презентаций в ОУ VII вида затруднено, так как не позволяет материальная база школы-интерната (недостаточное количество компьютеров и ограничения доступа к ним). По наблюдениям психолога и ведущего педагога дети с ОВЗ в силу особенностей своего эмоционально-волевого развития желают работать за компьютерами индивидуально. Из-за этого возникают конфликты, которые провоцируют возникновения аффективных форм поведения. В остальном же работа по созданию проектов в рамках исследования очень увлекает и захватывает школьников. Они с удовольствием ищут дополнительный материал, обрабатывают его и предлагают свои пути решения эколого-психологических проблем. Наша задача: помочь выделить проблему и наметить пути ее решения.

 

Внедрение в образовательный процесс в этом учебном году интегрированного курса «Тропинка в живой мир», который ведётся параллельно с курсом «Природоведение – 5 класс», но только во внеурочное время, позволило расширить круг образовательных задач и максимально снять напряженность эмоционального состояния воспитанников с ЗПР. Этот курс разработан с учетом проведения занятий не только экологического направления, но и рассчитан на общее развитие пятиклассника – интеллектуальное, этическое, эстетическое, сенсорное и речевое. Эти занятия позволяют детям безболезненно перейти на следующую ступень своего образования и развития, так как двухчасовое недельное занятие проводится совместно тремя педагогами: преподавателем биологии, психологом и логопедом. В рамках этого курса организована регулярная исследовательская деятельность экологического направления, в зависимости от темы текущего блока занятий. Эти исследования носят комплексный характер, то есть сопровождаются тремя специалистами, ведущими блок.

 

Получая определенную систему знаний блока “Человек и мир” ученики также усваивают нормы и правила нравственно-экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

 

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Второе непременное условие - надо активно вовлекать воспитанников с ОВЗ в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц в ходе изучения родного края и тому подобное.

 

Экологические понятия у воспитанников школы-интерната формируются с опорой на присущую им эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.

 

Блок “Растительный мир Тамбовщины” знакомит учащихся с растениями, природными зонами нашей области, основными экологическими проблемами, природоохранной работой. При изучении темы “Природные богатства Тамбовщины” рассматриваются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.

 

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

 

Такой интегрированный подход к изучаемому предмету (природа) способствует не только усилению эффективности усвоения материала, но и расширению чувственного, эмоционального опыта ребёнка, формированию у детей умения взглянуть на один и тот же предмет с разных точек зрения, обогащению активного словарного запаса и коррекции имеющихся недостатков в речевом, психическом и интеллектуальном развитии детей с ОВЗ.

 

Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Одной из ведущих задач экологического образования школьников стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Учащиеся 8-9 классов проводят экологический мониторинг по экологическому и гигиеническому состоянию школы, результаты послужили материалом для экологического паспорта школы. Воспитанниками с отклонениями в развитии была проведена исследовательская работа по темам: «Влияние витаминов и минеральных веществ на организм человека», «Какую воду мы пьем?», «Чем мы дышим?» «Правила закаливания», «Свет как экологический фактор и его влияние на зрение».

 

При организации учебно-воспитательного процесса учащимся любой ступени образования создаются условия, которые позволяют сформировать у них умения обобщать материал, делать выводы, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, коммуникативные умения и навыки, что, в связи со спецификой нашего учреждения, невозможно без учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Особенно ярко это прослеживается во внеклассной деятельности во время проведения недель экологии и естественного цикла. Дети, которые не любят отвечать на уроках устно, с удовольствием изучают энциклопедии и справочники с целью нахождения информации, которая после обработки и художественного оформления отражается на стенде «Экологическое окно», предметных газетах «Природа и мы», «Юный эколог». Для остальных детей проводятся викторины, конкурсы стихов и сказок на биологические и интегрированные темы, конкурсы рисунков и поделок («Живая скульптура», «В гостях у Берендея» и др.).

 

Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь воспитанника, имеющего ограниченное интеллектуальное развитие, оно должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы понимания ЖИЗНИ и нравственного опыта взаимодействия с природной средой. И только совместная работа всех педагогов школы, обслуживающего персонала и родителей учащихся может способствовать воспитанию личности: формированию чувств, развитию интеллекта, приобщению учащихся к активной творческой деятельности – что ведет к оздоровлению общества и формированию нравственных и творческих людей.