+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Психолого-педагогическое сопровождение подростков в ходе работы над театральными постановками

Автор: Кострицына Диана Вадимовна

Мы всю жизнь стремимся к прекрасному, тем самым к совершенству! Все дети изначально талантливы, но каждый в своей сфере. И пусть гармония поможет нашим детям в общении, в восприятии мира, в душевном равновесии для воплощения и реализации своего таланта, своей личности.  Театр - это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли и литературного материала. Кто в детстве не представлял себя на сцене, робко один на один с зеркалом, или на сцене детского театрального коллектива. Воображение, интуиция, а также потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей присуще каждой личности. Коллективная творческая деятельность неизбежно побуждает к самовоспитанию и самосознанию индивида как уникальной, неповторимой личности. Театр начинается с детства. Именно здесь дети всегда играют: сначала сами со своими игрушками, затем друг с другом. Достигнув возраста понимания, дети сталкиваются с первыми трудностями: «вот с этим ребенком мне интересно, а с этим нет, вот этого мальчика или девочку я возьму в свою игру, и поделюсь своими игрушками, а этих детей я не принимаю» такие трудности выбора будут сопровождать ребенка, затем взрослого человека всю жизнь. Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих отношений. Цели и задачи театра-студии строятся на формировании творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим. Актуальность данной работы состоит в том, что театральная деятельность тесно связана с понятием общение. Театральный коллектив - это в первую очередь коллектив единомышленников, поэтому так важно решать следующие задачи:  сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную команду. Общение - важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух, вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности: информацией, чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар-умение общаться. Понимать другого, понимать себя и быть понятым - такова логика человеческого взаимопонимания. Театральное творчество – творчество коллективное. В нем деятельность актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму и свету подчинено одному режиссерскому замыслу,    служит воплощению целого. Театральное творчество сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира. У людей, включенных в процесс театральной деятельности (прямо или косвенно), начинает  определяться представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их самосознания и самооценки.

 Актуальность данной работы определяется особенностями социокультурной ситуации в современном мире: становлением глобального информационного пространства и динамизмом изменений мировых и национальных образовательных систем. Сегодня Россия переживает процесс реформации всех сфер общественной жизни, происходит радикальная смена ценностных установок. Эта ситуация порождает потребность в личности, способной к деятельному освоению мирового и отечественного опыта культуры, способной адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации, свободно и сознательно выбирать сферу деятельности в соответствии с собственными способностями и целями. Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение и усовершенствование системы дополнительного образования. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований: - на развитие воспитания в целом и дополнительного образования как одной из его составляющих нацеливают организаторов общего образования нормативные документы; - все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности дополнительного образования; - активно развивается сама сфера дополнительного образования, все больше становясь полноценной составляющей процесса непрерывного образования человека. В статье 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «Дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых… Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека. Оно наиболее полно отражает склонности ребенка к той или иной деятельности, позволяет проявить его индивидуальность и раскрыть способности. Кроме того, дополнительное образование всегда подразумевает коллектив для ребенка необычный, нестандартный, это не только дополнительная и интересная для ребенка сфера деятельности, но также новые друзья, педагоги, следовательно, дополнительная адаптация в обществе. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать   более результативным и эффективным не только весь процесс школьного образования, но и развития личности ребенка в целом. В данной работе предстоит рассмотреть вопросы воспитания подростков средствами театральной педагогики, а, следовательно, социализацию личности ребенка в детском театральном коллективе, потому что детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия, во многом способствует наиболее всесторонней социализации ребенка, развитию творческой личности, ее самостоятельности и инициативы. Целью данной работы по самообразованию является исследование потенциала театральной педагогики как социально-культурного феномена, активно ориентированного на становление культурной личности. Объект исследования – театральное художественно-эстетическое творчество как средство развития личности. Предметом исследования является потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии воспитанников-подростков.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее  целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный СВ. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем - Данченко, СВ. Образцовым, Н.И. Сац, К.С Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С Щепкиным, A.M. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни.

Проблема образования и воспитания подростков средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательной школы. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического и эмпирико-социологического анализа, и опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы театральной деятельности воспитанников в условиях  коллектива как средства социально-культурного воспитания подростков. Объект исследования: социально-культурное воспитание школьников. Предмет исследования: условия социально-культурного воспитания воспитанников в  театральном кружке.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой социально-культурное формирование личности подростка в процессе участия в деятельности театрального кружка будет эффективным, если в нем будут принимать участие дети разных школьных возрастов, семьи детей, педагоги школы; будет осуществляться взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов и коллективом зрителей; будет использоваться коллективное обсуждение спектаклей в процессе создания и представления, а также просмотренных в других коллективах и профессиональных театрах; целенаправленное формирование руководителем коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей; целенаправленная деятельность на изменение детей средствами подбора ролей, организации обсуждения, индивидуальных заданий и упражнений, коллективной постановки и поэтапным осуществлением творческих планов, учитывающих индивидуальные особенности детей, периодического мониторинга динамики развития детского театрального коллектива с целью планирования личностного развития каждого члена кружка. Задачи исследования:

         Охарактеризовать теоретические основы социально-культурного воспитания подростка в процессе театральной деятельности.

         Определить организационно-педагогические условия социально-культурного воспитания подростка в театральной деятельности и проверить их в опытной работе театрального кружка.

         Разработать содержание и методику создания и функционирования театрального кружка в «Доме детского творчества» и экспериментально проверить ее.

         Разработать методические рекомендации для педагогов-руководителей детским театральным коллективом.

 

 

         Психическое развитие в подростковом  и юношеском возрасте.

(Извлечение из учебника Л.А.Першиной «Возрастная психология».

М. Академический проект, 2005г.)

Гениальный А.С.Пушкин в стихотворении «Паж» очень проницательно подметил типичные особенности подростка:

           Пятнадцать лет мне скоро минет…

           Дождусь ли завтрашнего дня!?

           Как он вперед меня подвинет!

           Но и теперь никто не кинет

С презреньем взгляда на меня.

           Уж я не мальчик,

           Уж над губой смогу свой ус я защипнуть.

           Я важен как старик беззубый,

           Вы слышите мой голос грубый?

           Попробуй кто меня толкнуть!

Эти строки могут стать эпиграфом к характеристике психологии подростка, ибо в них очень удачно подмечены главные возрастные характеристики – стремление к взрослости, притязание на признание этой взрослости окружающими, физиологические изменения, делающие ребенка взрослым.

                     Психологический портрет подростка.

Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития обозначила Л.И.Божович. В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваютсяпроцессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Подростничество – это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими порой к клиническим проблемам. Ведущей деятельностью данного возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Чувство взрослости является стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется:

 - в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «Настоящего мужчины» и «настоящей женщины» - что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости или фенимильности;

 - в понимании взрослого как образца в деятельности;

 - в развитии взрослости в познавательной деятельности – появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.

Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми.Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин:

 - остается материальная зависимость подростка;

 - сохраняются детские черты в облике и поведении;

 -нет еще умения подростка быть самостоятельным;

 - пока отсутствует взрослая ответственность.

Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.

Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни – посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения, по сути – к деинтеллектуализации – таково неблагополучное развитие взрослости.

Французский психолог Д. Оффер определил три возможных пути взросления подростка:

-«непрерывный рост» - спокойный переход через взросление, характеризующийся не поврежденностью семейных отношений, отсутствием расхождением с родителями; в целом – это «мягкое», плавное, с неповрежденными отношениями взросление;

- «волнообразный рост» - характеризуется переживанием эмоционального конфликта, трудностями в отношениях со сверстниками, поврежденностью отношений со взрослыми, проявлениями девиантного поведения; и все же адаптивные явления на этом пути взросления преобладают;

- «затрудненный рост» - развитие с заметными проблемами внутреннего беспорядка, семейными разногласиями, уходами из дома, демонстрациями противостояния, даже – с клиническими проблемами.

В числе факторов, вызывающих подобные различия взросления могут быть названы: социальные условия, родительская семья, индивидуальные темпы соматического развития. Для обозначения типа соматического созревания используют понятия акселерации (ускоренного физического созревания) и ретардации (позднее физическое созревание). Девочки-акселератки становятся обладателями вторичных половых признаков уже в двенадцатилетнем возрасте, а к четырнадцати – это уже достаточно оформившиеся девушки. Это делает их привлекательными для противоположного пола. При этом, отсутствие достаточного жизненного опыта и возрастной авантюризм делают их  малоосмотрительными в выборе знакомств, при построении отношений. Таким образом, им приходится учиться, что называется, на своих ошибках. Девочки –ретардантки значительное время остаются хрупкими, воплощающими образ фенимильности. По этой причине окружающие относятся к ним покровительственно-оберегающе. К тому же у них имеется возможность использовать опыт своих подруг-акселераток. Сравнивая развитие мальчиков-подростков акселератов и ретардантов, можно наблюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты как правило – рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погрубевшим голосом внешне выглядят взрослыми. Они увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Это способствует повышению престижа у сверстников и создает более комфортные условия взаимодействия с окружающими. Мальчики-ретарданты – маленькие, щуплые, воспринимаются детьми. Их претензии на взрослость никак не подтверждены. Это заставляет их искать собственные способы компенсации отставания физического развития. Одни превращаются в пажей своих сверстников-акселератов, что не лучшим способом сказывается на формировании их мускулинных качеств. Другие, затаившись на времч, выжидают, когда вырастут. При этом они, как правило, уходят от ведущей деятельности возраста – эмоционального общения со сверстниками, переключившись на дружбу с более младшими. Их поведение в данном случае представляет определенную девиацию – уход от нормы. А третьи могут стремиться к активной компенсации недостатка физического роста достижениями в других областях – в спорте, музыке, учении, владении компьютером, иностранными языками. Они становятся тем самым интересными и привлекательными для сверстников, последние дорожат дружбой с ними, возрастной кризис затрагивает их незначительно.

Сказанное позволяет взрослым (родителям и педагогам) прогнозировать возможные пути развития подростков, ориентироваться в их субъективных переживаниях и, по возможности, помогать.

На основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан психологический портрет подростка, включающий следующие специфические черты: стремление избежать изоляции в группе сверстников, повышенный интерес к вопросу о соответствии сил в ученическом классе, стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского, отсутствие авторитета возраста, устойчивость первого впечатления, восприимчивость к промахам взрослых, протест против необоснованных запретов, переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем, отсутствие адаптации  к неудачам, отсутствие адаптации к положению «худшего», тенденция предаваться мечтаниям, повышенная эмоциональность, требовательность к соответствию слова и дела, боязнь осквернения мечты и идеала, всплеск неустойчивости внимания, повышенный интерес к спорту, разнообразие увлечений. Указанные качества объединяются острой потребностью в признании, в принятии как другими, так и самим собой. Подобное принятие способна обеспечить адекватная самооценка. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте.

Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено, прежде всего, функциями сообщества сверстников. Можно отметить три основные функции: 1- воспитательная, 2- информационная, 3- эмоционального контакта. Андре Моруа писал: «школьные товарищи – лучшие воспитатели, ибо они безжалостны». Таким образом, сообщество сверстников выполняет для подростка воспитательную функцию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение.

Вторая функция заключается в том, что сообщество сверстников является для подростка каналом получения специфической информации. Подросток не всегда готов обсуждать со взрослыми интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании и адекватном отклике взрослого, а вот сверстник –такой же, как он сам, и заслуживает доверия. И третья функция – в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, отношений, эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым. Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разговоры по телефону кажутся пустым времяпровождением, для подростка – это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого фактора. И третья функция обеспечивает единение друзей на основе общности переживаний.

Обозначенные функции указывают на чрезвычайную важность общения со сверстниками для личностного формирования подростка. В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится самосознанием. Уровень самосознания подростка, с одной стороны, зависит от уровня и содержания общения со сверстниками, а с другой - отражается в отношениях к свестникам. Д.Б.Эльконин писал, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с  лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь". Подростки чрезвычайно требовательны к проявлениям верности и преданности в дружбе, всякие недомолвки расцениваются ими как предательство  и переживаются очень тяжело.

Общаясь  сдрузьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, проходят "школу социализации". Большую роль в социализации играет вхождение в сообщество сверстников, проходящее через следующие фразы:

адаптация - на всей стадии подросток присматривается, узнает правила поведения, знакомится с системой ценностей нового для группы; продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей и отношения "к но