Конспект занятия по развитию речевого дыхания для детей с ОНР
Автор: Гаврилова Надежда Анатольевна
Конспект занятия по развитию речевого дыхания для детей с ОНР
Цель: вырабатывать у детей навыки правильного речевого дыхания.
Задачи:
1. Закрепление умения различать холодную и тёплую струи выдыхаемого воздуха.
2. Развитие произвольного внимания, воображения.
3.Воспитание дружбы и взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ширма, индивидуальные зеркала, игрушки, домики из соломы, веток, камня, буквы, ИКТ, индивидуальные полоски для выкладывания букв.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение английской сказки «Три поросёнка»,
беседа по сказке,
занятие по лексической теме «Дом».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, я сегодня приглашаю вас в сказочную страну.
Что же это за страна?
Удивительна она.
Герои сказки здесь живут,
Им очень нравится приют.
А ты попробуй их узнать,
Названье сказки угадать.
- Чтобы увидеть героев нашей сказки, нужно подуть на эту ширму из новогоднего дождя. Вспомните наши правила дыхания: сделать глубокий вдох через нос, плечи не поднимать. Задержать воздух и подуть на дождь через рот длинным холодным ветерком. Щёки во время выдоха не надувать.
- Что вы увидели?
(Я увидел игрушки, это поросята. Я увидел игрушку, это волк. )
Показываю иллюстрацию из сказки «Три поросёнка».
Поросята в лесу жили,
Дружно жили, не тужили.
И однажды, вдруг, домики
Построить все решили.
-Как называется эта сказка? (Это сказка «Три поросёнка»).
- Как звали поросят? (Их звали Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф).
- Прежде чем отправиться в сказку, я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.
1 упражнение – «Цветок распускается».
И, п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, выдыхаем «А-а-а» .
2 упражнение – «Пускаем облачко».
И.п. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву «о», продвигаются вперёд ото рта – выдох.
3 упражнение – «Рубим дрова».
И. п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон, на выдохе произносим: «У – у – у».
4 упражнение – «Поймай лучик».
И. п. – стоя, руки вытянуты вперёд. Руки в стороны – вдох. Прямые руки соединяются впереди, выдыхаем «И-и-и».
2 часть: ОСНОВНАЯ
- Итак, начинаем. Что делали поросята, пока было лето? (Они резвились и играли.)
-У них была любимая игра – «Сдуй шмеля с цветка» (используется ИКТ – блок «дыхание). Поможем им это сделать. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на шмеля, который сидит на цветке.
-Прошло лето, наступила….. Осень.
- С каждым днём становилось всё холоднее, на улице часто появлялся осенний туман. Покажем его. Возьмите зеркало, поднесите его ко рту. Сделайте глубокий вдох через нос и длительный тёплый выдох через рот на зеркало. Вот такой был осенний туман.
«Пора нам подумать о зиме», - сказал Наф-Наф.
«Давайте построим дом, будем в нём зимовать». Что ответили ему братья?
(Они ответили, что не будут строить дом, что ещё рано.)
- Да, братьям не хотелось браться за работу. Они бездельничали и играли.
-И я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебная палочка».
Нужно повторять слоги и следить за моей волшебной палочкой. Когда я подниму палочку вверх, нужно сразу же закрыть рот.
Слоги: да-да-да; да-да-да-да
До-до-до; до-до-до-до
Ду-ду-ду; ду-ду-ду-ду.
- Что решил сделать Наф-Наф? (Он решил построить дом один.)
- Поможем ему.
Физминутка «Тук-тук молотком»:
Тук-тук молотком, Ударяют кулачками друг о друга.
Строим, строим новый дом. Кладут горизонтально одну ладонь на другую.
- Наконец, ленивые братья тоже взялись за работу.
Из чего смастерил дом Ниф - Ниф? (Он смастерил дом из соломы.)
- Дом из соломы, какой? (Дом из соломы - соломенный.)
- Из чего смастерил дом Нуф – Нуф? ( Нуф –Нуф смастерил дом из веток и тонких прутьев.)
- Поросята так шумели и резвились в лесу, что разбудили волка. Волк погнался за ними. Ниф – Ниф спрятался в своей соломенной хижине. Что же сделал волк? (Он начал дуть на хижину.)
- Покажем, как он это сделал. Глубоко вдохните через нос, задержите воздух и подуйте через рот на хижину длинной сильной струёй, не надувая щёк.
Дети выполняют задание.
- Что случилось с хижиной? (Она упала, разлетелась.)
- Почему хижина упала? (Она была ненадёжной, лёгкой. Волк сильно дул на неё.)
- Что сделал Ниф –Ниф, когда его хижина упала? (Он побежал к Нуф –Нуфу и спрятался в его домике.)
- « От этого дома сейчас ничего не останется!» - прорычал волк и начал дуть. Так ли это? Давайте проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на домик Нуф – Нуфа, не надувая щёк.
- Почему домик Нуф –Нуфа тоже не выдержал и развалился? (Он тоже был непрочный, лёгкий.)
-Что сделали поросята, когда домик Нуф – Нуфа развалился? (Поросята бросились бежать к дому Наф – Нафа.)
- Вспомните, из чего построил дом Наф – Наф? (Он построил дом из камня.)
-Дом из камня, какой? (Дом из камня – каменный.)
- Наф – Наф впустил братьев и запер дверь.
В этом доме ты поверь
Заперта надёжно….Дверь.
- Поросята дома? (Дома!)
-Поросята решили, что им не страшен волк. Почему? (Они в каменном доме, он очень прочный.)
- Сколько волк ни дул на дом, ни один камушек не сдвинулся с места. Давайте это проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите воздух и сильно подуйте длинной струёй на дом.
Почему дом не упал? (Наф – Наф построил его из камня, он прочный, надёжный.)
- Давайте составим слово «дом» из букв, расположенных на экране компьютера (на экране несколько знакомых гласных и согласных букв).
- Назовите первый звук в слове «дом». (Это звук «Д».)
-Какой буквой он обозначается? Найдите и покажите её на экране компьютера (и т. д. все звуки и буквы).
-Я составлю на экране компьютера слово, а вы его прочитайте.
-Затем дети выкладывают слово «дом» на индивидуальных полосках. В ходе работы уточняю: Сколько слогов в слове «дом»? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных звуков?
Прошу назвать гласные, согласные звуки. Сколько букв? Обращаю внимание, что звуков 3 и букв тоже 3.
Итог занятия: Мы сегодня были в сказочной стране.
Что мы там делали?