+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия по развитию речевого дыхания для детей с ОНР

Автор: Гаврилова Надежда Анатольевна

Конспект занятия по развитию речевого дыхания для детей с ОНР

 

Цель: вырабатывать у детей навыки правильного речевого дыхания.

 

Задачи:

1. Закрепление умения различать холодную и тёплую струи выдыхаемого воздуха.

2. Развитие произвольного внимания, воображения.

3.Воспитание дружбы и взаимовыручки.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

ширма, индивидуальные зеркала, игрушки, домики из соломы, веток, камня, буквы, ИКТ, индивидуальные полоски для выкладывания букв.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 Чтение английской сказки «Три поросёнка»,

 беседа по сказке,

занятие по лексической теме «Дом».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1 часть: ВВОДНАЯ

 

- Ребята, я сегодня приглашаю вас в сказочную страну.

                             Что же это за страна?

                             Удивительна она.

                             Герои сказки здесь живут,

                             Им очень нравится приют.

                             А ты попробуй их узнать,

                             Названье сказки угадать.

 

- Чтобы увидеть героев нашей сказки, нужно подуть на эту ширму из новогоднего дождя. Вспомните наши правила дыхания: сделать глубокий вдох через нос, плечи не поднимать. Задержать воздух и подуть на дождь через рот длинным холодным ветерком. Щёки во время выдоха не надувать.

 

- Что вы увидели?

(Я увидел игрушки, это поросята. Я увидел игрушку, это волк. )

 

Показываю иллюстрацию из сказки «Три поросёнка».

 

Поросята в лесу жили,

                Дружно жили, не тужили.

                И однажды, вдруг, домики

                Построить все решили.

-Как называется эта сказка? (Это сказка «Три поросёнка»).

- Как звали поросят? (Их звали Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф).

 

- Прежде чем отправиться в сказку, я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.

 

1 упражнение – «Цветок распускается».

И, п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, выдыхаем «А-а-а» .

2 упражнение – «Пускаем облачко».

 И.п. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву «о», продвигаются вперёд ото рта – выдох.

3 упражнение – «Рубим дрова».

И. п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон, на выдохе произносим: «У – у – у».

4 упражнение – «Поймай лучик».

 И. п. – стоя, руки вытянуты вперёд. Руки в стороны – вдох. Прямые руки соединяются впереди, выдыхаем «И-и-и».

 

2 часть: ОСНОВНАЯ

 

- Итак, начинаем. Что делали поросята, пока было лето? (Они резвились и играли.)

 

-У них была любимая игра – «Сдуй шмеля с цветка» (используется ИКТ – блок «дыхание). Поможем им это сделать. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на шмеля, который сидит на цветке.

 

-Прошло лето, наступила….. Осень.

- С каждым днём становилось всё холоднее, на улице часто появлялся осенний туман. Покажем его. Возьмите зеркало, поднесите его ко рту. Сделайте глубокий вдох через нос и длительный тёплый выдох через рот на зеркало. Вот такой был осенний туман.

«Пора нам подумать о зиме», - сказал Наф-Наф.

«Давайте построим дом, будем в нём зимовать». Что ответили ему братья?

(Они ответили, что не будут строить дом, что ещё рано.)

 

- Да, братьям не хотелось браться за работу. Они бездельничали и играли.

 

-И я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебная палочка».

Нужно повторять слоги и следить за моей волшебной палочкой. Когда я подниму палочку вверх, нужно сразу же закрыть рот.

Слоги: да-да-да; да-да-да-да

            До-до-до; до-до-до-до

            Ду-ду-ду; ду-ду-ду-ду.

 

- Что решил сделать Наф-Наф? (Он решил построить дом один.)

- Поможем ему.

 

Физминутка «Тук-тук молотком»:

Тук-тук молотком,                 Ударяют кулачками друг о друга.

Строим, строим новый дом. Кладут горизонтально одну ладонь на другую.

 

- Наконец, ленивые братья тоже взялись за работу.

Из чего смастерил дом Ниф - Ниф? (Он смастерил дом из соломы.)

- Дом из соломы, какой? (Дом из соломы - соломенный.)

- Из чего смастерил дом Нуф – Нуф? ( Нуф –Нуф смастерил дом из веток и тонких прутьев.)

- Поросята так шумели и резвились в лесу, что разбудили волка. Волк погнался за ними. Ниф – Ниф спрятался в своей соломенной хижине. Что же сделал волк? (Он начал дуть на хижину.)

 

- Покажем, как он это сделал. Глубоко вдохните через нос, задержите воздух и подуйте через рот на хижину длинной сильной струёй, не надувая щёк.

 

Дети выполняют задание.

 

- Что случилось с хижиной?  (Она упала, разлетелась.)

- Почему хижина упала? (Она была ненадёжной, лёгкой. Волк сильно дул на неё.)

- Что сделал Ниф –Ниф, когда его хижина упала? (Он побежал к Нуф –Нуфу и спрятался в его домике.)

- « От этого дома сейчас ничего не останется!» - прорычал волк и начал дуть. Так ли это? Давайте проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на домик Нуф – Нуфа, не надувая щёк.

 

- Почему домик Нуф –Нуфа тоже не выдержал и развалился? (Он тоже был непрочный, лёгкий.)

-Что сделали поросята, когда домик Нуф – Нуфа развалился? (Поросята бросились бежать к дому Наф – Нафа.)

- Вспомните, из чего построил дом Наф – Наф? (Он построил дом из камня.)

-Дом из камня, какой? (Дом из камня – каменный.)

 

- Наф – Наф впустил братьев и запер дверь.

                В этом доме ты поверь

                Заперта надёжно….Дверь.

 

- Поросята дома? (Дома!)

-Поросята решили, что им не страшен волк. Почему? (Они в каменном доме, он очень прочный.)

 

- Сколько волк ни дул на дом, ни один камушек не сдвинулся с места. Давайте это проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите воздух и сильно подуйте длинной струёй на дом.

Почему дом не упал? (Наф – Наф построил его из камня, он прочный, надёжный.)

 

- Давайте составим слово «дом» из букв, расположенных на экране компьютера (на экране несколько знакомых гласных и согласных букв).

 

- Назовите первый звук в слове «дом». (Это звук «Д».)

-Какой буквой он обозначается? Найдите и покажите её на экране компьютера (и т. д. все звуки и буквы).

 

-Я составлю на экране компьютера слово, а вы его прочитайте.

 

-Затем дети выкладывают слово «дом» на индивидуальных полосках. В ходе работы уточняю: Сколько слогов в слове «дом»? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных звуков?

Прошу назвать гласные, согласные звуки. Сколько букв? Обращаю внимание, что звуков 3 и букв тоже 3.

 

Итог занятия: Мы сегодня были в сказочной стране.

Что мы там делали?