Использование современных технологий на уроках химии
Автор: Крицына Екатерина Трофимовна
В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчет о заученном. Свою задачу вижу в создании условий, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдет по пути поиска истинного решения. В школьной практике нашли широкое применение - уроки игры. Подобные нетрадиционные методы обучения дают возможность обобщить знания, развить умственные и творческие способности, фантазию, культуру речи, уверенность и смелость, расширить кругозор. Таких уроков в моей практике много.
В зависимости от интересов детей, их эрудиции, увлечений видоизменяю проведение уроков, используя различные формы и методы. На таком же уроке-обобщении знаний о важнейших классах неорганических соединений «Путешествие по химическим государствам» учащиеся выполняли другие творческие задания. На данном уроке ставила задачу не только закрепить базовый уровень знаний, но и показать значимость химии в жизни человека. Данный урок имел цель практическую направленность изучения химии. В начале урока ребята знакомятся с картой маршрутов, по которым двигаются 4 группы учащихся по четырем химическим государствам. На демонстрационном столе вещества, о применении которых ребята должны рассказать на привалах. За две недели до проведения урока учащимся были даны темы творческих заданий
1) Цветная химия красок
2) Оксиды - самоцветы
3) Кислоты в нашей пище
4) Кислоты в военном деле
5) Каустик – разлагающий жир
6) Роль соли в жизни человека
Интересный бытовой химический пример может из пассивного слушателя сделать ученика активным участником урока. Поэтому после выполнения каждого задания объявлялся привал, где представители команд кратко характеризовали вещества, выставленные на демонстрационный стол, рассказывая об определенной стороне их применения, упоминая их тривиальные названия.
Из сообщения «Цветная химия красок» учащиеся узнали, что из соединений свинца можно получить ряд цветных гамм. С конца XIXв. в место ядовитых свинцовых белил стали применять цинковые, изготовленные на основе оксида цинка. В настоящее время лидирующим белым пигментом являются титановые белила на основе диоксида титана.
Познавательной получилась работа учащихся «Кислоты в нашей пище». Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы поставляют нам целый букет кислот: яблочную, щавелевую, молочную, лимонную, масляную, винную. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, стала уксусная кислота, полученная первоначально при скисании виноградного сока.
Совсем не пищевая серная кислота имела исторически сложившиеся пищевые названия, такие как «квасцовый спирт» и купоросное масло.
Удивительна роль соляной кислоты в процессе переработки пищи в организме человека. Она увеличивает ферментативную активность пепсина, а также обладает бактерицидными свойствами. Отмечена особая бактерицидная роль соляной кислоты в желудке стервятников. Интересно, что у птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока поразительно высока. И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.
Заслуживает одобрения творческая работа ребят «Кислоты в военном деле». Несколько веков азотную кислоту и её соли использовали в войнах и для разрушения, так как они были основой для изготовления пороха. С появлением огнестрельного оружия применение пороха резко возросло и потребление селитры заметно увеличилось. Во многих странах появилось даже специальное селитровое производство, и возникла новая профессия-селитровар. Из-за сильных окислительных свойств азотная кислота стала в последнее время важнейшим окислителем ракетного топлива. В ракеты, работающие на жидком топливе, её закачивают тоннами.
Кроме того при взаимодействии азотной кислотой с органическими соединениями получают такие взрывчатые вещества как тротил (тол), пикриновую кислоту, тринитрат целлюлозу (пироксилин), на основе которого готовится бездымный порох.
Интересные данные нашли учащиеся о роли фосфорной кислоты и ее солей в спасении исторических памятников Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года, овладев ближайшими аэропортами вокруг Ленинграда, немцы приступили к методическому уничтожению города. Но враги понимали, что фугасными бомбами не удастся быстро сравнять с землей такой большой город. Пожары – вот на что они рассчитывали. На защиту города «пришла» фосфорная кислота и ее соли. Пропитка древесины самой кислотой и ее солями делает дерево негорючим. На этой основе сейчас производят огнезащитные краски, негорючие фосфодревесные плиты, негорючий фосфатный пенопласт и другие строительные материалы
Кроме того на данном уроке использовались разнообразные формы контроля с использованием информационных технологий.
Считаю, что такая творческая работа с различными источниками информации помогает узнать новое, расширить кругозор учащихся, способствуют пониманию того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество и, несомненно, служит важнейшим фактором повышения мотивации в учебном процессе.