+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовных ценностей" на тему "Роль детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся

Автор: Юсупова Рузалия Рашитовна, Вострецова Любовь Викторовна

Роль детской школы искусств в формировании духовно-нравственной культуры учащихся.

С1. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он-засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

 

    В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

      Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года отмечал: «мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно…, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить»

      В системе дополнительного образования детские школы искусств выполняют особые функции: с одной стороны, они являются первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства, с другой – представляют собой вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.

     Сложившаяся в стране социально- экономическая ситуация положила  основание в деформации ценностей развивающейся личности ребенка. Время актуализирует задачи по содействию в формировании у подрастающего поколения социально приемлемых ценностных ориентаций, а так же по созданию интегрирующей системы воспитания духовно-нравственной культуры.

     Современный этап культурного развития страны выдвигает новые задачи в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Исключительно важна роль музыкального образования в нравственно-этическом и эстетическом воспитании юношества, поэтому необходимо повышать значимость уроков музыки улучшения и углубления их содержания в учреждениях культуры и образования.

 

    Система дополнительного образования, к которой сейчас относятся Детские школы искусств, создает наиболее благоприятные условия для более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовно-нравственного воспитания детей и подростков и становится одним из звеньев института общественного воспитания.

    С2. Отсюда определяется главное предназначение Детской школы искусств: гуманизация и одухотворение подрастающего поколения. Приоритетные направления предполагают:

-повышение педагогической культуры преподавателей в области духовно-нравственного аспекта воспитания;

Еще К.Д.Ушинский отмечал: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»

-формирование духовно-нравственной культуры и ценностей средствами искусства;

-совершенствование работы с родителями и укрепление связи с семьёй.

С3. Учитывая, что ориентация в духовно-нравственных ценностях процесс длительный и сложный, можно определить его содержательную специфику в проекции на перспективу:

-формирования сознания как процесса в усвоении духовно-нравственных ценностей;

-формирование этической культуры как духовно-нравственной  ценности;

-формирование духовно-нравственной  культуры как личностной ценности.

С4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ДШИ должны быть направлены на:

1.    воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2.    воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3.    воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4.    формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5.    воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6.    воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 

С5. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания.

    Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

С6. Педагогический коллектив МБУ ДО «Камбарская ДШИ» выстраивает такую воспитательную систему, которая неразрывно связана с учебным процессом, и в которой само искусство становится узловым моментом и стяжкой воспитательной и учебной работы. В этом случае школа как социальный организм становится для ребенка воспитательной средой, объединяющей урочную, внеклассную и внешкольную деятельность в единый образовательный цикл (одно из требований ФГТ).

 С7. Внешние контакты с массовой аудиторией предполагают участие наших детей в городских, районных мероприятиях, в конкурсах и фестивалях детского художественного творчества международного, всероссийского, республиканского  уровней. Благотворно влияют на формирование толерантности детей и качество общения организация совместных концертов, выставок художественного творчества, презентаций в общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях. Встречи с интересными людьми, поэтами, исполнителями, выпускниками школы и др.

С8. Благотворительная деятельность. Источать благо, творить благие дела можно в любом возрасте; истинное золото и богатство – сердце человека. Формы: концерты для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта. Воспитательные принципы: установка на бескорыстное дарение себя и своего таланта людям, адресность выступлений. Полученный положительный тонус, понимание значимости дела, которым ребенок занимается, повышает учебную мотивацию. Одновременно расширяется музыкальный кругозор, пополняется репертуарная копилка, шлифуется исполнительское мастерство (участие в мероприятиях города и района)

С9. Внедрение "гражданско-патриотической и духовной тематики". Участие в фестивалях патриотической направленности. Повышение воспитательного потенциала учебных занятий и внеурочных мероприятий через расширение и углубление репертуарного и программного материала, отражающего историю и культуру Отечества, родного края и др.

Традиционные внутришкольные и конкурсные творческие проекты «Мелодии родного края», «От Москвы до Бреста», «12 лето» и др., нацеливают на исследовательскую деятельность(участники ВОВ и их родственники, обрядпроводов в армию на материале песен Камбарского района, история создания фильма «12 лето»

С10. Семейное воспитание. Мотивация детей к учебе поднимается тогда, когда ребенок чувствует искреннюю заинтересованность родителей его художественной деятельностью. Эффективными формами сотрудничества с родителями являются: семейные «конкурсы», встречи, семейные дуэты;

         Воспитательная функция концертной деятельности внутри школы (внутришкольная филармония). Воспитательный момент филармонии очень силен в силу продумывания тематики встреч, форм организации общения с детьми. Формируются корпоративная культура и воспитывающие отношения. Лекционно-просветительские мероприятия в детских садах, общеобразовательных школах района.

        Мощным резервом воспитательной системы и наглядным примером для детей творческого взаимодействия и сотрудничества являются творческие коллективы учащихся и преподавателей. В нашей школе 14 творческих коллективов. Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой наши преподаватели - максимально поддержать ребенка в определении его ценностей и смыслов, целей и возможностей, чтобы, в дальнейшем, он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий и проблем, сохраняя человеческое достоинство, одаривая окружающих своим талантом, идеями, сотворческими устремлениями.

         На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что система детского музыкально-эстетического воспитания переживает сейчас период интенсивного совершенствования. Оно связано с решением многих творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-экономических изменений и преобразований, которые происходят в настоящее время в нашей стране. Существующие уже сегодня достижения в области музыкальной педагогики отражают стремление музыкантов-преподавателей к дальнейшему совершенствованию своей деятельности с целью более плодотворного участия в деле духовного развития подрастающего поколения, к нахождению соответствующих духу времени форм и методов музыкально-эстетического воспитания и обучения.

     С 11 «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь...» Конфуций