Применение педагогами инновационных технологий
Автор: Кривуля Яна Геннадиевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Доклад на тему:
«Применение педагогами инновационных технологий»
Подготовила и провела
учитель английского языка:
Кривуля Яна Геннадиевна
2019
Тема «Использование инновационных технологий на уроках с целью повышения мотивации к изучению английского языка». Я считаю, что данная тема очень актуальна, так как жизнь меняется, дети меняются, интересы другие.
Так что же такое «инновация»?
«инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление.
Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире.
Мотивация моей работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей школьников на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;
– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления и т.д;
– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.
Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции.
Основные технологии, применяемые на уроке английского языка:
Одной из инновационных технологий является технология развивающего обучения, т.е. создание проблемной ситуации. Учитель направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним.
Проектно – исследовательская технология также обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.
К современным технологиям, применяемым на уроках, относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (например, при работе над текстами или при составлении диалогов, полилогов). Вариантов работы при этом очень много. Дети вместе ищут ответы на поставленные вопросы, составляют план текста, либо располагают предложения в правильной последовательности в соответствии с текстом, и т.д.
Метод «Learning together» (учимся вместе)
Например, при изучении темы Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: случаи употребления / указатели / схемы.
· Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (пение, музыка, ритмика и т.д.) помогает учащимся снять напряжение, расслабится и настроится на работу.
Урок начинаю с фонетической зарядки – это этап урока, который позволяет переключиться на иностранный язык, ввести учеников в атмосферу иноязычного общения и во многом определяет успех всего урока. В фонетическую зарядку включаю несколько различных упражнений дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма; повышает возбудимость коры больших полушарий головного мозга, стимулирует работу сердца и нервной системы
Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: we, well, wet, will, wind, window, why, what, white и т.д.
- Отрабатывая английский звук [h], предлагаю детям глубоко и медленно вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: hi, he, his, hello, how, who, horse, whose, hen, her и т.д.
На своих уроках я использую разнообразные речевые фразы для похвалы ребенка, например: “Well done!”, “How clever you are!”, “I knew you could do it”, “What a good listener!”, “You are a treasure!”, “I respect you”, “Good boy/girl”
Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры.
В целях сохранения положительной мотивации у младших школьников к изучению языка я использую двуязычные грамматические рифмовки. Двуязычные сказки и рифмовки психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательными и коммуникативно-значимыми «скучные» правила. Кроме того, они способствуют лучшему запоминанию английских слов и выражений, развитию памяти, имеют релаксационный и эмоциональный эффект.
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ технологии). Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Они способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации
· технологии развития критического мышления Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Очень интересно также составлять пятистишие – синквейн (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме). Можно применить, например, при описании человека или города или еще чего-нибудь.
1. Тема или предмет (существительное)
2. Описание предмета (два прилагательных, причастия)
3. Действие предмета (три глагола, характеризующих этот предмет)
4. Отношение автора к предмету (предложение, состоящее из четырёх самостоятельных слов)
5. Синоним темы (предмет) или слово-вывод.
Родина!
Могучая, прекрасная,
Восхищает, удивляет, спасает.
Светлый край берёз!
Россия!
Коммуникативная методика, как одна из современных методик обучения английскому языку, способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но наблюдателем и консультантом. Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка является одной из главных задач.
В начальных классах основное внимание уделяется игровым технологиям, которые помогают преодолеть “языковой барьер”. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие игры, использование песен, стихотворений помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и продуктивным.
Например, во время закрепления темы “Мир животных’’ в 3 классе предлагается игра “Find the animal”. Учащиеся в группах составляют микромонологи, описывая любимое домашнее или дикое животное. Группы должны понять и найти правильную картинку по описанию животного. При выполнении данной игры формируются навыки говорения и аудирования.
T: The class is divided into two groups. The first group describes wild animals. The second group depicts domestic animals. The task of groups is to guess them.
GROUP 1: This animal likes honey and fish. It is brown. It sleeps in winter.This wild animal can swim and climb.
GROUP 2: Is it a bear?
GROUP 1: Yes, it is.
GROUP 2: This animal lives in the farm. It gives us milk and butter too. It’s very kind.
GROUP 2: Is it a cow?
GROUP 1: Yes, it is (etc).
Во время закрепления грамматического материала (Present Continuous) используется грамматическая игра “Пантомима”. Учащиеся из разных команд показывают действия жестами в соответствии с карточками. Остальные должны догадаться.
P1: Are you cleaning the room?
P2: No, I am not.
P1: Are you washing up?
P2: Yes, I am.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. При помощи игровых приёмов можно закрепить новый языковый материал и повторить пройденное. Например, при изучении глагола “to have” для развития логического мышления, активизации ранее усвоенной лексики и грамматической структуры используется упражнение с заданием: “ Раскройте содержание ключевой фразы”.
Ученик должен повторить её и добавить свою фразу, расширив высказывание:
T: I have a favourite toy.
P1: I have a favourite toy. It’s my ball. I like to play with a ball every day.
P2: I have a favourite toy. It’s my doll. Its name is Marry.
P3: I have a favourite toy. It’s my toy-car. It’s little and red.
На продвинутом этапе учащимся я предлагаю им творческие задания, например, составление загадок: учащийся описывает внешность сказачного персонажа, класс должен угадать его.
P1: His face is round. His eyes are blue.He has a long nose. He has a father but
he has no mother. He is a nice wooden boy (Buratino).
P2: She has a round face, a small nose and small ears. She has blue eyes and
long blue hair. She is a very pretty girl (Malvina).
Во время проведения ролевой игры я не перебиваю речь учащихся, не исправляю ошибки. После проведения игры анализирую её ход, отмечаю наиболее удачные и неудачные моменты, провожу работу над типичными ошибками.
Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. Поэтому большое внимание на своих уроках я также уделяю коммуникативной направленности обучения грамматике и лексике. Учащийся, хорошо владеющий лексическим и грамматическим материалом, быстрее других ориентируeтся в составлении диалогов.
Во время формирования лексических и грамматических навыков говорения я использую условно-речевые подстановочные упражнения. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы.
Во время составления диалогов используются также подстановочные таблицы. Например, в 5 классе во время изучения темы “Одежда. Покупки” предлагается следующая подстановочное упражнение :
- Good morning. Can I help you?
- I’m looking for…
- The …(is \ are) over there, near the fitting room.
- What colour?
- …
- What size are you?
- …
- I think that it \ they…(suits\ suit) you perfectly.
- How much (is it \ are they) ?
- It \ they (costs\ cost) … pounds.
- Here you are.
- Thank you. Have a nice day!
- …
На следующем этапе учащиеся выполняют роль покупателя и продавца без опоры на таблицу. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевой, ситуативной игры на моих уроках.
Использование стихотворений и песен позволяет учащимся также запоминать определённые грамматические конструкции, лексику, необходимые для развития речи. Например, во время формирования лексических навыков говорения, изучения дней недели в 3 классе используется следующее стихотворение:
My week
- Dick, let’s play hide-and-seek.
- Oh, no, I’m very busy every week.
- I go to the cinema on Sunday,
- I go to the theatre on Monday,
- I go to the park on Tuesday,
- I go to the stadium on Wednesday,
- I go to the concert on Thursday,
- I go to the circus on Friday,
- I go to the country on Saturday.
Формирую у учащихся также навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Метод проектов в средних классах считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю также задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Методика проектного обучения используется мною в основном для обобщения знаний и умений по пройденной теме, то есть защита проектов, как правило, происходит на последних уроках изучаемой темы. Например, после изучения темы “The UK” в 6 классе дети в группах условно оформляли страны , входящие в состав Королевства Великобритании. Самостоятельно подбирали информацию, находили государственную символику. В итоге у нас получилась карта Великобритании. В 8 классе учащиеся составляли проекты “My favourite holiday’’, “A dream holiday(Travelling)”,”Healthy way of life’’, “Popular music”, “English-speaking countries”.
Метод проектов также позволяет создать на моём уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Особенностью проекта, реализуемого на уроках английского языка, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнёрского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, странноведческих реалий и их активизация.
Защищая свой проект, учащиеся приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения, развивают свои ораторские способности, логическое мышление, умение аргументировать свою позицию, но это еще нужно развивать
В курсе английского языка я использую метод проектов рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.
. “Мы оформляем коллаж”. Каждый ребенок дома работает самостоятельно, используя фотографии, рисунки, создание ‘слайд – презентаций’; предлагаю детям темы и примерный план:
а) “Я о себе самом” (мое имя, имена моих родителей, сестер, братьев; адрес; мой возраст; день рождения; моя внешность; мои интересы);
б) “Мой родной город” (название; географическое положение; памятники; мои любимые места);
в) «Мой питомец»
С точки зрения многих педагогов, одной из перспективных технологий опережающего «самообучающегося» характера, базирующейся на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и компетентностно-ориентированном подходах, является коучинг. По мнению Тимоти Голви, коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности; коучинг не учит, а помогает учиться.
Приведу пример коучинга:
Ученик дома работал с текстом и разбирал новую лексику. На уроке прорабатывается текст, проделывается ряд упражнений, в том числе из серии true/false sentences на проверку понимания и т.д. И далее идет пересказ этого текста, сопровождаемый выражением собственного мнения ученика о прочитанном и его комментариями.
И перед этим этапом можно задать ученику вопросы на английском языке:
1. Что будет хорошим результатом в конце пересказа?
2. Что может помочь успешно пересказать текст и высказать свое мнение?
3. А что еще? А еще какие нюансы?
Ученик сам проговаривает для себя критерии хорошего результата: например, использование новой лексики, грамотно подобранные грамматические времена, произношение на определенном уровне, опора на факты и информацию из текста и пр.
Далее он говорит, а учитель, уже из классической роли учителя-эксперта, слушает и фиксирует ошибки.
Когда он завершает, учитель спрашивает:
1. Что получилось хорошо в пересказе?
2. Насколько Вы удовлетворены своим пересказом по шкале от 1 до 10?
Он отвечает, что на 5. Учитель спрашивает: «А что можно было бы сделать лучше, чтобы это было больше чем 5?» Он высказывает свое мнение.
Вывод по результатам такого коучингового внедрения для меня такой: эти вопросы реально повышают осознанность и ответственность ученика конкретно за реализацию поставленной задачи. Список критериев, которые он обозначил САМ в начале и при этом держал в голове, позволили ему действительно меньше допустить ошибок, и сделать свою речь более правильной по грамматике и насыщенной по лексике и информации. Таким образом ответственность была передана ученику, и он работал не над задачами учителя, а над своими собственными. Даже в таком небольшом объеме это существенно повысит качество его монолога.
Кейс –технология (слайд кейс по проблеме «экология»)
Цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Выводы: по моим наблюдениям, применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранять в памяти информацию и умение применять полученные знания способствуют повышению мотивации и