Концепция воспитательной деятельности "Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель
Автор: Тарасенко Татьяна Павловна
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 1
г.Тверь
Концепция воспитательной деятельности
«Золотой Треугольник:
учитель, ученик, родитель»
Подготовила
Педагог – организатор
Тарасенко Т.П.
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс.
Остаться вместе – это успех
Г. Форд.
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник, в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль из одного из участников, он сразу перестает быть разносторонним, т.е. равнозначным. Тема моей концепции звучит так: «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель».
И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность моей работы я определила так:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
В.А.Сухомлинский.
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема. Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.
Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому, школа должна начинаться с любви.
Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира. Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми.
Цель концепции: развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.
2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.
3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.
5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Педагог должен вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в социуме. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:
· Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
· Принцип культуросообразности воспитания.
· Принцип целесообразности и природосообразности.
· Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
· Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
· Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в процессе воспитания являются следующие направления деятельности классного руководителя:
1. Семейное воспитание, которое способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
2. Гражданско-патриотическое воспитание, которое способствует формированию у детей демократической культуры отношений, правого самосознания, навыков общественной жизни.
3. Оздоровительное и спортивное воспитание, которое способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
4. Нравственное воспитание, которое способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
5. Художественно-эстетическое воспитание, которое способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
Для того чтобы реализовать эти направления деятельности в практике школьной жизни я использую следующие технологии:
· Технология семейного воспитания.
· Технология саморазвития личности школьника.
· Технология коллективно-творческих дел.
· Технология «Педагогика успеха».
· Технология развития самоуправления в классе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Прежде чем обозначить формы и методы, направленные на создание партнерских отношений между всеми участниками «Золотого треугольника», следует проанализировать воспитательную деятельность за прошедший период, выяснить, что сделано с классом:
· Количество проведенных мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, на отдельных воспитанников.
· Работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе.
· Работа с родителями, отмечаются активные родители, на которых опираюсь в своей работе.
· Работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие.
· Итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не далось выполнить полностью и почему.
Когда работа проанализирована, становится ясно, какие цели и задачи поставить на будущее. Итак, задачи поставлены. Какие шаги я предпринимаю для их реализации. В своей воспитательной деятельности для продуктивной совместной работы с детьми и родителями я использую определенные формы и методы.
Формы
· Коллективные:
ü родительские собрания;
ü классные часы;
ü школьные мероприятия;
ü классные мероприятия;
ü праздники;
ü походы;