Экскурсия как одна из форм профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Беркле Владимир Емельянович
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»
(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)
Методическая разработка
«Экскурсия как одна из форм профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Выполнил: Беркле В.Е.-
учитель трудового обучения
г. Междуреченск
2019год.
Современное развитие нашего государства направлено на предоставление самостоятельности субъектам Российской Федерации в выборе приоритетных направлений в экономике.
Поскольку каждый субъект имеет свою специфику в этом направлении, то и приоритетным становятся те профессии и специальности, которые востребованы именно в конкретном регионе. В связи с реализацией стратегий социально – экономического развития возрастает роль социального партнерства и профессиональной ориентации школьников в формировании у них понимания сущности и социальной значимости будущей профессии, роли их профессиональной деятельности для общества.
Механизмы взаимодействия образовательных учреждений с работодателями могут быть выработаны лишь в процессе реализации совместных мероприятий. Важным условием конструктивного диалога является единое и точное понимание целей и средств совместной деятельности. Иными словами, сотрудничество должно приносить понятную взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую, реализуемую программу. В этом ракурсе целью образовательных учреждений является формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении». Цели предприятий-работодателей сводятся к информированию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о преимуществах работы, то есть формированию позитивного, привлекательного образа своей организации.
Среди форм сотрудничества производственной и образовательной сфер традиционно выделяют профориентационные экскурсии на промышленные предприятия, организацию профессиональных проб и мастер классов, дуальное образование в рамках целевой профессиональной подготовки. Профессиональные пробы и целевая подготовка требуют высокой степени интеграции субъектов рынка труда с образовательными учреждениями. В условиях, когда межсистемные связи лишь намечаются, наиболее «интуитивно понятной» формой совместной работы является организация экскурсий на предприятия.
Профориентационная экскурсия — одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к активному восприятию информации.
Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий: обзорные организуются с целью общего знакомства с предприятием. Такая экскурсия проводится по определенному маршруту: музей, цех, отдел технического обучения. Она, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним-двумя рабочими на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом об условиях для подготовки и повышения квалификации рабочих. Тематические экскурсии проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для подростков и старшеклассников. В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание той или иной профессии. Группы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются по интересам. На предприятии обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знакомятся с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, связью с другими специалистами в процессе труда, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, перспективой роста квалификации, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями, примерами успешного овладения профессией молодыми, их творчеством и т. д. в соответствии с профессиограммой.
Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во-вторых, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества, в третьих эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, формирующая у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям.
Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, которая формирует у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образ профессионального окружения и экологического мышления в целом и инфраструктурную, обеспечивающую формирование, «разметку» межсистемных связей между образованием и рынком труда.
Задачи профориентационных экскурсий
На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (8 – 9 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.
В начальной школе (1 – 4 класс) начинается формирование профессиональных интересов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому надо знакомить их с различными видами трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда и отрицательное отношение к тем, кто не любит трудиться. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда, учить работать в коллективе, вырабатывать привычку содержать в порядке свое рабочее место, умение общаться с материалами и инструментами. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для закрепления познавательных интересов младших школьников, полученных в ходе экскурсии, можно использовать такие формы, как ролевые игры из жизни детей на профессиональные сюжеты, викторины, сочинения, конкурсы рисунков, стенгазет, альбомов, составление словарей профессий, конкурсы на лучшего знатока пословиц, загадок о труде, рабочих инструментах, карнавалы профессий, работу с детским конструктором. Уже в начальной школе необходимо развивать интерес к профессиям, связанным с техникой, вовлекать в кружки технического творчества и т. д.
В 5–8 классах основное внимание во время проведения профориентационных экскурсий уделяется знакомству обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с конкретными профессиями и различными условиями труда, формируется представление о главных отраслях народного хозяйства, интерес к определенной области трудовой деятельности, готовность к выбору профиля профессионального обучения.
С целью систематизации и обобщения знаний после экскурсий рекомендуется провести различные конкурсы: «На лучшее знание профессии», «Защиты профессии», «Знатоков профессий», а также устные журналы, библиографические уроки, сочинения, анкетирование, профориентационные игры.
Необходимо продолжить вовлечение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в кружки технического и эстетического творчества.
В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. Определяется профессиональная пригодность. По итогам экскурсий проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: анкетирование, часы вопросов и ответов, различные конкурсы, беседы врачей, тестирование.
В 8 – 9 классах профориентационные экскурсии носят качественно новый характер. Они должны помочь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.
Общие правила проведения экскурсий
Чтобы экскурсия вызвала интерес у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 6-8 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число экскурсантов не должно превышать 12 человек.
Экскурсии строятся по определенному плану, где отражаются следующие этапы её проведения: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный включает в себя: составление списков и подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к экскурсии. Далее на подготовительном этапе разрабатывается план и содержание экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа с указанием кто, где рассказывает и показывает, подбор и назначение организатора экскурсии и экскурсоводов, подготовка экскурсоводов. В основном этапе в ходе экскурсии освещаются следующие темы: история возникновения и перспективы развития предприятия, условия работы, распределения, перспективы специального и профессионального роста, организация быта и досуга. После вступительной беседы учащиеся знакомятся с производством, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, рабочего места специалиста — представителя определенной профессии. Особое значение отводится наблюдению за работой передовиков производства на их рабочем месте, а также прохождение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементов профессиональной пробы. На заключительном этапе обсуждаются, систематизируются полученные знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная экскурсия на предприятия является эффективной формой формирования профессионального самоопределения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Проведение экскурсий на предприятия города позволит решить проблему привлечения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школ к освоению рабочих профессий, что в свою очередь создаст условия для расширения форм сотрудничества образовательных и производственных сфер деятельности, урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложение рынка образовательных услуг.
Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.
ПЭ служит формой наглядного ознакомлении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.
В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами, главным образом по предметам естественно-научного цикла и в связи с трудовым обучением.
Основная цель ПЭ - расширение политехнического образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.
С чем конкретно может происходить знакомство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на промышленном предприятии?
Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.
И не только это. Существенное значение для профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.
На производстве обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.
ПЭ могут проводиться
- на предприятия в целом,
- в отдельные цехи,
- к отдельным техническим объектам.
Большой познавательный интерес вызывают у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экскурсии в лаборатории заводов и фабрик, учебных и научно-исследовательских институтов. В их числе химические лаборатории промышленных предприятий, заводские лаборатории по испытанию свойств металлов, сплавов и синтетических материалов. Здесь обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)встречаются с применением знакомых им веществ, методов измерений, и поэтому лабораторные работы, проводимые в школе, приобретают в глазах у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)практическую значимость.
Обычно это работник службы профориентации предприятия, если такая имеется, или инженер по кадрам с привлечением специалистов на определенных объектах. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении ПЭ принимает участие педагог школы.
В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на