+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Экскурсия как одна из форм профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Автор: Беркле Владимир Емельянович

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»

 

(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Методическая разработка

 

«Экскурсия как одна из форм профориентационной работы с     обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнил: Беркле В.Е.-

 

                                                              учитель трудового обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               г. Междуреченск

 

                                                        2019год.

 

Современное  развитие  нашего  государства  направлено  на  предоставление  самостоятельности  субъектам  Российской  Федерации  в  выборе  приоритетных  направлений  в  экономике.

 

Поскольку  каждый  субъект  имеет  свою  специфику  в  этом  направлении,  то  и  приоритетным  становятся  те  профессии  и  специальности,  которые  востребованы  именно  в  конкретном  регионе.  В  связи  с  реализацией  стратегий  социально – экономического  развития  возрастает  роль  социального  партнерства  и  профессиональной  ориентации  школьников  в  формировании  у  них  понимания  сущности  и  социальной  значимости  будущей  профессии,  роли  их  профессиональной  деятельности  для  общества.

 

Механизмы  взаимодействия  образовательных  учреждений  с  работодателями  могут  быть  выработаны  лишь  в  процессе  реализации  совместных  мероприятий.  Важным  условием  конструктивного  диалога  является  единое  и  точное  понимание  целей  и  средств  совместной  деятельности.  Иными  словами,  сотрудничество  должно  приносить  понятную  взаимную  «выгоду»  всем  сторонам  и  иметь  четкую,  реализуемую  программу.  В  этом  ракурсе  целью  образовательных  учреждений  является  формирование  у  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлений  о  структуре  современного  производства,  содержании  труда  профессионалов  в  различных  отраслях,  актуальном  «профессиональном  окружении».  Цели  предприятий-работодателей  сводятся  к  информированию  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о  преимуществах  работы,  то  есть  формированию  позитивного,  привлекательного  образа  своей  организации.

 

Среди  форм  сотрудничества  производственной  и  образовательной  сфер  традиционно  выделяют  профориентационные  экскурсии  на  промышлен­ные  предприятия,  организацию  профессиональных  проб  и  мастер  классов,  дуальное  образование  в  рамках  целевой  профессиональной  подготовки.  Профессиональные  пробы  и  целевая  подготовка  требуют  высокой  степени  интеграции  субъектов  рынка  труда  с  образовательными  учреждениями.  В  условиях,  когда  межсистемные  связи  лишь  намечаются,  наиболее  «интуитивно  понятной»  формой  совместной  работы  является  организация  экскурсий  на  предприятия. 

 

Профориентационная  экскурсия  —  одна  из  самых  эффективных  форм  ознакомления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  с  производством,  техникой,  технологией  различных  предприятий  и  основами  профессий. Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к активному восприятию информации.

 

Можно  выделить  следующие  типы  профориентационных  экскурсий:  обзорные  организуются  с  целью  общего  знакомства  с  предприятием.  Такая  экскурсия  проводится  по  определенному  марш­руту:  музей,  цех,  отдел  технического  обучения.  Она,  по  возможности,  сопровождается  короткой  беседой  с  одним-двумя  рабочими  на  каждом  участке  по  ходу  экскурсии,  рассказом  об  условиях  для  подго­товки  и  повышения  квалификации  рабочих.  Тематические  экскурсии  проводятся  по  темам  школьных  предметов  по  плану  школы.  Школа  разрабатывает  тематический  цикл  экскурсий  в  соответствии  со  школьной  программой  в  целях  всестороннего  ознакомления  с  предприятиями  и  пропаганды  определенных  профессий  для  подростков  и  старшеклассников.  В  профессиографических  экскурсиях  раскрывается  содержание  той  или  иной  профессии.  Группы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются  по  интересам. На предприятии обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)     знакомятся  с  содержанием  деятельности  спе­циалиста  и  степенью  механизации  труда,  связью  с  другими  специалиста­ми  в  процессе  труда,  потребностью  в  кадрах,  возможностями  совмещения  работы  с  учебой,  перспективой  роста  квалификации,  требованиями,  предъявляемыми  профессией  к  личностным  качествам  человека,  возможны­ми  противопоказаниями,  примерами  успешного  овладения  профессией  моло­дыми,  их  творчеством  и  т.  д.  в  соответствии  с  профессиограммой.

 

Привлекательность  данной  формы  профориентации  определяется  несколькими  факторами:  во-первых,  проведение  экскурсий  не  требует  от  сторон  больших  кадровых,  правовых  и  инфраструктурных  затрат,  во-вторых,  экскурсии  являются  наиболее  традиционной  и  естественной  формой  сотрудничества,  в  третьих  эта  форма  профориентационной  работы  (информационно-просветительская)  является  необходимым  элементом  профессионального  самоопределения,  формирующая  у  учащихся  положительное  отношение  к  рабочим  профессиям.

 

Профориентационные  экскурсии  выполняют  две  базовые  функции:  содержательную,  которая  формирует  у  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  образ  профессионального  окружения  и  экологического  мышления  в  целом  и  инфраструктурную,  обеспечивающую  формирование,  «разметку»  межсистемных  связей  между  образованием  и  рынком  труда.

 

Задачи профориентационных экскурсий

 

На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (8 – 9 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.

 

В начальной школе (1 – 4 класс) начинается формирование профессиональных интересов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Поэтому надо знакомить их с различными видами трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда и отрицательное отношение к тем, кто не любит трудиться. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда, учить работать в коллективе, вырабатывать привычку содержать в порядке свое рабочее место, умение общаться с материалами и инструментами. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для закрепления познавательных интересов младших школьников, полученных в ходе экскурсии, можно использовать такие формы, как ролевые игры из жизни детей на профессиональные сюжеты, викторины, сочинения, конкурсы рисунков, стенгазет, альбомов, составление словарей профессий, конкурсы на лучшего знатока пословиц, загадок о труде, рабочих инструментах, карнавалы профессий, работу с детским конструктором. Уже в начальной школе необходимо развивать интерес к профессиям, связанным с техникой, вовлекать в кружки технического творчества и т. д.

 

В 5–8 классах основное внимание во время проведения профориентационных экскурсий уделяется знакомству обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с конкретными профессиями и различными условиями труда, формируется представление о главных отраслях народного хозяйства, интерес к определенной области трудовой деятельности, готовность к выбору профиля профессионального обучения.

 

С целью систематизации и обобщения знаний после экскурсий рекомендуется провести различные конкурсы: «На лучшее знание профессии», «Защиты профессии», «Знатоков профессий», а также устные журналы, библиографические уроки, сочинения, анкетирование, профориентационные игры.

 

Необходимо продолжить вовлечение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в кружки технического и эстетического творчества.

 

В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. Определяется профессиональная пригодность. По итогам экскурсий проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: анкетирование, часы вопросов и ответов, различные конкурсы, беседы врачей, тестирование.

 

В 8 – 9 классах профориентационные экскурсии носят качественно новый характер. Они должны помочь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.

 

Общие правила проведения экскурсий

 

Чтобы экскурсия вызвала интерес у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 6-8 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число экскурсантов не должно превышать 12 человек.

 

Экскурсии  строятся  по  определенному  плану,  где  отражаются  следующие  этапы  её  проведения:  подготовительный,  основной  и  заключительный.  Подготовительный  включает  в  себя:  составление  списков  и  подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   к  экскурсии.  Далее  на  подготовительном  этапе  разрабатывается  план  и  содержание  экскурсии,  расчет  времени,  маршрутов,  участков  показа  с  указанием  кто,  где  рассказывает  и  показывает,  подбор  и  назначение  организатора  экскурсии  и  экскурсоводов,  подготовка  экскурсоводов.  В  основном  этапе  в  ходе  экскурсии  освещаются  следующие  темы:  история  возникновения  и  перспективы  развития  предприятия,  условия  работы,  распределения,  перспективы  специального  и  профессионального  роста,  организация  быта  и  досуга.  После  вступительной  беседы  учащиеся  знакомятся  с  производством,  где  в  сжатой  форме  дается  характеристика  цеха,  его  коллектива,  рабочего  мес­та  специалиста  —  представителя  определенной  профессии. Особое  значение  отводится  наблюде­нию  за  работой  передовиков  производства  на  их  рабочем  месте,  а  также  прохождение   обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементов  профессиональной  пробы. На  заключительном  этапе  обсуждаются,  систематизируются  полученные  знания. 

 

Таким образом, можно сделать вывод,  что  профориентационная  экскурсия  на  предприятия  является  эффективной  формой  формирования  профессионального  самоопределения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Проведение  экскурсий  на  предприятия  города  позволит  решить  проблему  привлечения  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  школ  к  освоению  рабочих  профессий,  что  в  свою  очередь  создаст  условия  для  расширения  форм  сотрудничества  образовательных  и  производственных  сфер  деятельности,  урегулирования  дисбаланса  между  спросом  современного  рынка  труда  и  предложение  рынка  образовательных  услуг.

 

Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

 

ПЭ служит формой наглядного ознакомлении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.  

 

В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами, главным образом по предметам естественно-научного цикла и в связи с трудовым обучением.

 

Основная цель ПЭ - расширение политехнического образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.

 

С чем конкретно может происходить знакомство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на промышленном предприятии?

 

Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.

 

И не только это. Существенное значение для профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

 

На производстве обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)     ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание  обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.

 

ПЭ могут проводиться

 

  • на предприятия в целом,
  • в отдельные цехи,
  • к отдельным техническим объектам.

 

Большой познавательный интерес вызывают у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  экскурсии в лаборатории заводов и фабрик, учебных и научно-исследовательских институтов. В их числе химические лаборатории промышленных предприятий, заводские лаборатории по испытанию свойств металлов, сплавов и синтетических материалов. Здесь  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)встречаются с применением знакомых им веществ, методов измерений, и поэтому лабораторные работы, проводимые в школе, приобретают в глазах у  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)практическую значимость.

 

Кто проводит экскурсию?

 

Обычно это работник службы профориентации предприятия, если такая имеется, или инженер по кадрам с привлечением специалистов на определенных объектах. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении ПЭ принимает участие педагог школы.

 

Какими могут быть ПЭ?

 

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на