+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности модели построения современного урока литературы в соответствии с технологией критического мышления через чтение и письмо

Автор: Кузнецова Ольга Леонтьевна

Особенности модели построения современного урока литературы в соответствии с технологией критического мышления через чтение и письмо

Современные технологии позволяют сделать урок интересным, формирующим молодого человека, способного отстаивать свою точку зрения, слышать и слушать, самостоятельно учиться и быть творческим. Урок – один из множества способов, с помощью которого педагог может научить ребенка. Нынешние занятия  претерпевают множество изменений, появляются новые методы, приемы,  формы работы, наконец, меняются модели самих уроков.

Что такое модель? Модель – это образец построения чего – либо. Современный урок также имеет свои модели, определяемые технологией, которую использует педагог в  работе.

Около одиннадцати лет назад мы заинтересовались вошедшей тогда «в моду»  «Технологией развития критического мышления через чтение и письмо».  Она оказалась привлекательной, формирующей человека, умеющего мыслить, отбирать из массы предложенного материала только то, что необходимо.  Этому способствуют и приемы, предлагаемые технологией.  Нестандартной является, на наш взгляд, и модель построения урока в рамках технологии. 

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Урок, построенный по принципам «Технологии развития критического мышления», соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку, направленному на формирование УУД.

Каждая стадия урока предполагает использование определенных приемов.

Стадия вызова, на наш взгляд, самая важная в уроке, построенном по «Технологии развития критического мышления»: именно она задает тон всему уроку. На данном этапе  мы предпочитаем использовать прием «Мозговой штурм», когда все и каждый отдельно учащиеся рассуждают над каким-то высказыванием или пытаются найти связь между отдельными понятиями. 

Например, на уроке, посвященном знакомству со стихотворением А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», мы предлагаем учащимся поразмышлять над высказыванием Паскаля Блеза:  «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая».  В ходе размышлений учащиеся постепенно приходят к определенным выводам, при этом подводятся к формулировке темы, а после -  цели и задач урока.

Приступая к знакомству со стихотворением А.А. Фета «Весенний дождь», предлагаем ребятам построить кластер, описывающий слово ДОЖДЬ. Предлагая свои варианты схем, ученики обосновывают ту или иную характеристику, которую они дали понятию.

Данные приемы позволяют активизировать учащихся, учат их активно вступать в обсуждение, высказывая свою точку зрения, учат слышать и слушать. (При этом мы обращаем внимание обучающихся на то, что нет неправильных ответов.)

Этап осмысления требует от учителя так организовать работу, чтобы учащиеся не просто познакомились с изучаемым материалом, а попытались его осознать.

На данном этапе мы отдаем предпочтение кластерам, различным видам таблиц.

При знакомстве с биографией писателей, поэта предлагаем учащимся заполнить таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

 

 

 

 

Такая форма работы позволяет ученикам критически подойти к информации о жизни и творчестве какого-либо писателя или поэта и заполнить первую часть таблицы. Затем ученик задумывается над тем, что ему интересно в биографии человека и, наконец, в ходе знакомства с биографией заполняется последняя часть таблицы.

На уроке, посвященном рассказу Гаршина «Attelea princeps», с целью определения взаимоотношений между героями прошу учащихся заполнить концептуальную таблицу.

 

 

 

 

 

ПАЛЬМА

 

 

 

 

Отношение к пальме

Кактус

Саговая пальма

 

Папоротник

 

Травка

 

Корица

 

На этапе осмысления при изучении стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» используем интересный прием: сопоставление двух кластеров- характеристик понятия ДОЖДЬ: свою (ее мы составили в начале урока) и самого Фета (ее мы составляем после прочтения стихотворения). В ходе анализа двух ассоциативных схем учащиеся приходят к выводу, что они абсолютно разные: у нас дождь связан с сыростью, слякотью, неуютностью, а у Фета он – тайна, «Золотая пыль», «завеса».

И сразу у обучающихся появляется вопрос: «А почему так?» Именно он и подводит нас к выводу, что поэты смотрят на мир необычно, они видят то, что простому человеку не дано разглядеть.

 

Этап рефлексии мы можем назвать творческим. На данном этапе, подводя итог урока, просим учащихся составить синквейн или написать мини-сочинение.

Завершая работу над стихотворением А.А. Фета «Весенний дождь», просим учащихся создать синквейн.

Дождь

Свежий, быстрый

Барабанит, движется, льет

Дождь освежает все.

Тайна.

Синквейн дает  возможность учащимся  в сконцентрированном виде представить все то, о чем шел разговор на уроке.

При завершении разговора по рассказу А. Платонова «Юшка» используем прием «Письмо по кругу». Учащимся дается фраза – обращение к главному герою: «Прости нас, Юшка…»  Задача ребят состоит в том, чтобы написать письмо Ефиму Дмитриевичу (Юшке). При этом оговариваемся, что каждый пишет одно предложение, но так, чтобы в итоге получился связный текст в форме письма-обращения. Это задание формирует у учащихся умение чувствовать себя частью целого, стараться не разрушить то, что создается коллективно.

Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что модель современного урока, построенная в соответствии с технологиями, предусматривающими деятельностный подход к обучению, дает педагогу возможность быть не транслятором информации, а человеком, направляющим работу обучающегося   в нужное русло формирования метапредметных умений. Только вовлекая ребят в совместную работу, мы сможем пробудить в них интерес и азарт к учебе, стремление к знаниям, сможем воспитать современного человека.