Лучше нет родного края
Автор: Болдырева Екатерина Вадимовна,
"Лучше нет родного края"
1 слайд:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию собственный опыт по проблеме: «Лучше нет родного края»
2 слайд:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине мною традиционно решалась в ДОО, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. На мой взгляд, решением данной проблемы будет реализация проекта: « Лучше нет родного края»
Я считаю, что метод проектно - исследовательской деятельности позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектно-исследовательская деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает мне развиваться как творческой личности.
3 слайд:
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
4 слайд: Актуальность темы:
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста социального опыта жизни в своем микрорайоне, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. На современном этапе возрождения России в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Законом об образовании № 273; «Федеральной целевой программой развития образования РФ», программой «Патриотическое воспитание граждан РФ» наше государство ставит одной из важнейших задач –воспитание гражданственности и патриотизма.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОО анкетирование показывает:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края;
у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории родного края;
80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости;
40% родителей затрудняются в знании истории родного края;
20% родителей не знают и не хотят знать историю р.п.Усть-Донецкого.
5 слайд
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
Дать знания детям о родном поселке
Расширить знания детей о флоре и фауне р.п.Усть-Донецкого.
Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями родного края.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
6 слайд:
Исследователь, который занимался историей Донского края-Александр Павлович Пронштейн занавесу над историей Дона, доказал необходимость ее научного изучения, показал, что история казачества является не менее интересной, увлекательной и захватывающей страницей, чем история других регионов и периодов России.
7 слайд:
Проект «Лучше нет родного края» поможет открыть детям красоту родного края –источника любви к Родине; послужит сплочению детско-родительского сообщества, упрочнению каждой семьи, поможет накоплению детьми жизненного опыта для дальнейшего развития воображения, фантазии, продуктивной деятельности, научит детей воспринимать себя как часть общества.
8 слайд:
Реализуя проект «Лучше нет родного края» был проведен цикл познавательных мероприятий :
-подбор исторической литературы,
-подбор произведений русского народного творчества,
-посещение библиотеки, школы искусств
-подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
-игры «Бай-Качи» , «Тетера»
-акция совместно с родителями «Сделаем наш поселок чище»
-развлечения «Донская осень»,казачьи посиделки
-специально организованная деятельность проектно-исследовательской деятельности, которую Вы сможете увидеть на моем педагогическом мероприятии с детьми
9 слайд:
В ходе реализации проекта я пришла к выводу,что продуктивная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями,эмоциями,способствует формированию коллективных взаимоотношений
10 слайд
Исследование показало, что воспитание отношения к родному краю важно для формирования его морального облика, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по историческому воспитанию родителей и детей.
11 слайд:
Формирование патриотических чувств происходит эффективнее, если детский сад работает в сотрудничестве с семьей.
Успеха в патриотическом воспитании можно достичь только, когда сами взрослые будут любить историю своей малой родины.
12 слайд:
Для плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей я провела ряд патриотических мероприятий :-выставку «Родной край »,экскурсию «Казачья горница» и казачьи посиделки, в которых воспитанники приобрели навыки социального общения с взрослыми.
Я надеюсь, что в ходе реализации проекта «Лучше нет родного края » мои воспитанники приобрели знания об истории родного края, его достопримечательностях, будут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности и гордиться историей своей малой родины.
13 слайд: всем Вам желаю творческих успехов!