Интегрированное внеклассное мероприятие для обучающихся 5 – 9 классов "Сказ о русской избе
Автор: Петрова Наталья Валерьевна, Марланд Пётр Владимирович, Марланд Светлана Валерьевна
С к а з
о русской избе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»
Сказ о русской избе
Интегрированное внеклассное мероприятие
для обучающихся 5 – 9 классов
Выполнили:
Петрова Н.В.,
учитель чтения и развития речи
Марланд П.В.,
учитель трудового обучения
Марланд С.В.,
учитель математики
Яя
2018
Введение
Межпредметная интеграция, которая взята за основу проведения данного мероприятия, помогает показать многогранность учебных предметов их непосредственную связь с окружающим миром, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и интерес к обучению.
Каждый человек с рождения, будь то житель села или города, окружён народной культурой, которая формирует мировосприятие, интересы, вкусы. На всё вокруг мы смотрим глазами народа, оставаясь при этом самим собой. Изучение жизни наших предков не только знакомит нас с историей, но и помогает лучше осмыслить явления современности, даёт уроки трудолюбия. Во имя настоящего и будущего человеку свойственно обращаться к прошлому.
Крестьянский дом – особое явление народной культуры, объект для изучения духовной жизни русского человека.
Потому через конкретный вид деятельности необходимо показать важность приобщения ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на развитие интереса к русским традициям, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, единство образовательных и воспитательных задач направлено на всестороннее, гармоничное развитие личности и её социализацию.
3
Конспект мероприятия
Цель : формирование у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского дома и традициях, связанных с его строительством, понимания учащимися высокой духовности и красоты народных традиций
Задачи:
образовательные: познакомить с историей и традициями русской избы, быта; учить применять знания, полученные на уроках математики, чтения и развития речи, трудового обучения в нестандартной ситуации;
развивающие: развивать творческие и исследовательские навыки, умение работать в группе;
воспитательные: воспитывать любовь к культуре предков, формировать коммуникативные навыки
Форма :
Интегрированное внеклассное мероприятие
Оборудование:
Презентация, иллюстративный материал к игре «Новоселье» (2 плаката с изображением избы, предметные картинки с изображением предметов быта)
4
Сказ о русской избе
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
С.Есенин
I. Вступление:
Учитель чтения и развития речи:
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом…
Дом-усадьба С.Есенина
5
Родительский дом …. Такой близкий всем и такой привычный, ставший обыденным образом. Дом … отчий дом…. Каждый человек находит в этом понятии своё, такое, что запоминается на всю жизнь. Дом …
- Ребята, а для вас что обозначает слово «дом»?
- Что и кого вспоминаете, когда произносите это слово?
Ученики:
Родителей, мама, уютная и теплая комната, любимая игрушка, домашнее животное.
В доме всегда вкусно пахнет.
Если я уезжаю куда-то, все равно тянет домой.
Учитель:
Верно, ребята. Так устроен человек, душа русская, что, где бы мы ни находились, непременно тянет домой, где все так близко, знакомо, где не забывается ни одна мелочь. Взгляните на эпиграф . С.Есенин, русский поэт, тоже не мог забыть «низкий дом с голубыми ставнями».
- А вы знаете, как раньше назывался дом?
(Хата, изба)
- Посмотрим значение этих слов по словарю Ожегова.
* Изба – деревянный крестьянский дом.
* Хата – крестьянский дом.
Учитель: Отгадайте загадку:
Стоит бычище – проклёваны бочища (Изба).
6
Учитель:
Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков.
- Давайте вспомним пословицы о русской избе.
· Избу ставят, Бога славят.
· Во всякой избушке свои погремушки.
· Своя избушка та же подружка.
· Своя избушка - свой простор.
· Изба детьми весела.
· Изба красна углами, а обед пирогами.
· Изба крепка запором, а двор - забором.
· Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится. (Дети предлагают свои варианты)
7
Учитель: Русская изба.… Как она выглядела? Из какого дерева её строили? Везде ли она была одинаковой или нет?
О том, как строилась русская изба расскажет учитель профессионально - трудового обучения.
II. Строительство русской избы
Учитель трудового обучения:
Строительство избы начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, "выбирали" лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат (лунка к лунке), образовывали венец. В верхних брёвнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Вот так, венец на венец, и ставили избу. На брёвнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если надо, избу можно было разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать. Большое мастерство нужно, чтобы одно бревно как бы входило в другое, и если все они плотно лежали друг на друге, - щёлочки не увидишь.
· Не для лета изба рубится, а для зимы.
8
Начинали строительство дома весной, в день весеннего равноденствия, 22 марта. А до дня летнего солнцестояния нужно было возвести стены,22июня. Изначально этим занималась вся семья - весь род собирался вместе.
Позднее появились бригады строителей, которые переходили из деревни в деревню и поднимали избы. К ним относились как к ведунам, своего рода волшебникам. Считалось, что они обладали тайными знаниями. И для того, чтобы их задобрить, к ним очень хорошо относились: ласково примечали, повкуснее кормили, чтобы они правильно установили избу.
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать, для строительства деревянных домов применяли деревянные костыли.
Дерево прекрасно поддается обработке и не требует сложного инструментария. При известной сноровке практически все работы можно выполнять ограниченным набором инструментов, куда входят: пазник для
9
выборки пазов в бревнах, черта для отметок, нож-косарь для расколки бревен
на дрань и тес, стружок, рубанок, фуганок, ножовка, (сверла) различных диаметров, уровень, маховая пила с двумя рукоятками, устанавливаемая вертикально, предназначалась для распиливания бревен на доски.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят - не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для неё тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши. Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конёк). Скаты крыши очень напоминалибкрылья.
Рядом с избой строили ещё один сруб поменьше - клеть. Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли сени, в которые вёл главный вход с улицы.