Дифференцированное обучение
Автор: Сергеева Ирина Павловна
Дифференцированное обучение.
Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития находится между уровнем актуального развития, когда ребенок решает задачу самостоятельно, и уровнем потенциальной возможности, на котором ребенок успешно решает задачу только в сотрудничестве со взрослым.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который необходимо достичь;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню обучающийся, должна быть открытой (учащиеся информируются о критериях, результате, который должен получить).
Выделяют, как правило три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый). Усвоение материала происходит на следующих уровнях:
I уровень - овладение содержанием учебного материала (запомнил, воспроизвел, соотнес с предыдущим материалом);
II уровень - понимание (объяснил, аргументировал, интерпретировал, прокомментировал);
III уровень - применение (по эталону, в схожей или измененной ситуации);
IV уровень - обобщение, систематизация (анализ - выделил части из целого; выводы - образовал новое целое);
V уровень - оценка (определил ценность и значение изученной информации).
При организации технологии уровневой дифференциации необходимо свести до минимума фронтальные формы работы. Самостоятельная работа школьников организуется на различных уровнях: 1) самостоятельного усвоения, 2) с помощью одноклассников или учителя. Наиболее эффективны парные и групповые формы работы. Ну и не забываем о мотивации познавательной деятельности.
Если вы не первый день работаете в классе, то без труда сможете выделить для себя сильных, слабоуспевающих и середнячков. Но основой всех современных образовательных технологий является сотрудничество с учащимися, так что они сами должны выбрать для себя уровень усвоения учебного материала (но не ниже требований стандарта). В начале занятия неплохо протестировать учащихся и дать им возможность самим оценить свои силы. Организовать группы можно по-разному:
смешанные - состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей;
гомогенные - состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей.
Можно также провести дифференциацию по количеству учащихся, вовлеченных в деятельность (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Н.И. Шевченко выделяет четыре этапа организации и проведения технологии разноуровнего обучения:
1. Исходный (учащимся сообщаются цели занятия, создается мотивация, проводится вводный контроль).
2. Этап усвоения новых знаний на основе самостоятельной работы по уровневым заданиям (учитель обобщенно объясняет новый материал и раздает разноуровневые задания; работа организуется индивидуальной, в парах или в группах).
3. Этап закрепления изученной темы (задания для само- и взаимопроверки, самоконтроля).
4. Этап подведения итогов (контрольное тестирование, учащиеся оценивают свою работу).
Что необходимо для проведения успешной работы:
· Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
· Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий, вида и форм учебного материала.
· Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинг, личностно значимые для каждого ученика "тематические поля", решение субъектно значимых для него задач).
· Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета, и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения.
· Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.