Игровые технологии на занятиях по ИЗО с детьми ОВЗ
Автор: Галлямова Ильмира Рифаковна
«Игровые технологии на занятиях по изобразительной деятельности с детьми ОВЗ»
Галлямова И.Р. воспитатель МБДОУ№63
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там как дома, значит сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Занятие изобразительного искусства – это особое занятие. Каждый раз, планируя их, хочется придумать что-то необычное, яркое, запоминающееся. Хочется, чтобы занятия были интересные, разнообразные и занимательные. На своих занятиях я использую игровые технологии. Игра всегда вызывает интерес у детей, и в то же время у нее неисчерпаемые обучающие и развивающие возможности. Занятия провожу в разных игровых формах: занятие-праздник, занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-спектакль, занятие викторина, деловой или ролевой игры, занятие-репортаж (интервью)…
Поэтому, проводя занятия ИЗО, я часто перевоплощаюсь. То в «Карандаша» когда мы путешествуем по цветам при изучении радуги. То в старую бабушку, когда рисуем платки для мамы и бабушки. А, изучая культуру татарского народа, я становлюсь татарской красавицей (надеваю различные головные уборы.)
Игры и упражнения на занятиях ИЗО можно разделить на несколько групп:
-
Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы (составьте из геометрических фигур изображения животных).
-
Игры и упражнения по цветоведению (расселите гномов в домики холодных и тёплых красок).
-
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий (игра «Крестики и нолики»).
-
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства (игра «Войдите» в картину).
-
Сюжетно-ролевые игры (игра «Мы знатоки»).
При использовании большого количества разнообразных игр и игровых ситуаций на занятиях ИЗО материал усваивается детьми непринужденно, что позволяет на каждом уроке фантазировать, изобретать, творить. Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
Виды игр и упражнений на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы:
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, дети, рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ребенку).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных «Фантастическое животное, птица, рыба». Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение нитепечатанием.
Дети получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.
Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Дети работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога они поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Дети делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй — холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги дети делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше красок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале занятия, дети должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, архитектор...
2. Объясните значение слова.
3.Соберите слова по жанрам (видам).
4. Найдите лишнее слово.
5. Диагностическое упражнение «Назови слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале занятия.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и
т. д.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
1. Сравните впечатления.
Воспитанники сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь обучающихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
2. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
3. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления детей на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Дети должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением пейзажа, объяснить свой выбор.
Игры-задания
«Грустный и веселый дождик».
Цель: воспитывать эстетическое отношение к явлениям природы.
Задачи: проводить сравнительный анализ состояния природы в солнечный и пасмурный день.
Способности: передавать с помощью цвета, линий, пластики движений настроение дождя.
- В конце хочется остановиться на условиях эффективного применения игровых технологии на занятиях ИЗО:
- Темы занятий и применённые игровые технологии должны соответствовать возрасту и уровню интеллектуального развития учащихся.
- Грамотное планирование занятия, его этапов, целей и задач.
- Системность и последовательность, постепенное усложнение целей и задач. (Необходимо разработать систему занятий).
- Анализ и оценка применённых игровых методов. Анализ и оценка знаний, умений, и навыков детей. Соответственно результатам усовершенствование игровых методик.
Использованная литература
1.Лыкова И.А. «проектирование образовательной области. Художественно эстетическое развитие» ФГОС ДО 2014г
2..Круглова Л.Ю. «развитие познавателных потребностей личности в творческой деятельности»
3.Науменко Г.Н. «Этнография детства», М., 1999г.
4.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать», М., 2000г.
5.Субботина Л.Ю. « развитие воображения у детей», М., 1997г.