+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Воспитание навыков чтения с листа в классе аккордеона

Автор: Гончарова Светлана Михайловна

                       Муниципальное бюджетное учреждение

                               дополнительного образования

                               Детская школа искусств № 8

                                                  Лира3jpg                           

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

 

 

 

«ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ АККОРДЕОНА»                                           

 

 

 

 

 

 

                                                                           Разработала преподаватель      отделения народного отделения

 Гончарова Светлана Михайловна

                                        

 

 

 

                                        г. Ульяновск  2018 год

 

     Игра по слуху,  чтение с листа и транспонирование в классе аккордеона  входило в структуру урока специальности и носило остаточный принцип, а  наличие предмета по выбору  в современных учебных планах  способствовало выделению данного предмета  в самостоятельную учебную дисциплину.   Поэтому, изучив учебные планы, дополнительную методическую литературу, руководствуясь интересами учащихся и преподавателей, основываясь на свой педагогический опыт, развитие музыкально-слуховых представлений  проходит на уроке  «Чтение нот с листа» в соответствии с действующей в школе программы. Формирование учебного материала и контрольные требования выстраиваются с учётом индивидуальных возможностей ученика.

  Необходимо создать условия для овладения необходимой базой музыкальной грамотности, для положительной мотивации к  самостоятельному разбору произведений, для расширения практической деятельности учащихся. Помочь учащимся овладеть необходимым комплексом знаний для формирования практических умений и навыков, сформировать желание учащегося продолжить своё общение с музыкой за стенами школы.  Воспитать  и поощрять у детей интерес к дополнительному изучению музыкального материала не только во время обучения в школе.

      В воспитание навыков чтения с листа входит:

 - обучение свободному беглому чтению нотного текста;

 -  предслышания;

 -  восприятие нотной графики (обучение быстрому   «схватыванию» горизонтали, затем вертикали);

 - построение ритмических формул;

 - быстрое чтение мелодической линии, мелодического рельефа;

 - быстрое чтение вертикали;

 - обучение игре, не глядя на клавиши;

 -воспитание элементарных аппликатурных навыков (освоение различных позиционных формул, аппликатуры гамм, аккордов, арпеджио);

  -подбор репертуара для чтения с листа (как сольного, так и ансамблевого);

  -  регулярность домашних и классных занятий;

  - выборочная проверка домашних заданий.

  В итоге ученик, исходя из его способностей, степенью овладения инструментом, должен себе представлять характер и настроение музыки, определять основную тональность и темп, обращать внимание на изменения темпа,  размера,  тональности, на  динамические градации, указанные  автором. 

 Мысленное прочтение материала является эффективным методом для  овладения навыками чтения с листа. Фактически воплощение только что прочитанного текста происходит как бы по памяти, ибо внимание все время должно быть сосредоточено на дальнейшем.

          При чтении нот с листа желательно, чтобы ученик настолько хорошо ориентироваться в клавиатуре, чтобы ему не было нужды часто на нее поглядывать,  и  он  мог бы  мобилизовать все  свое  зрительское  внимание  на непрерывном осознании читаемого текста. Чтение с листа не тождественно разбору произведения, хотя и служит его грамотности, но означает вполне художественное исполнение сразу, без подготовки.       Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей.

       Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда откроется  возможность читать текст не «нота за нотой»,  а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста.

       Прочтение нотного текста должно быть одновременно и прочтением музыкального содержания, заключенного в этом тексте. Для этого чтение должно вестись по музыкально-смысловым членениям, начиная от простейших интонационных ячеек (мотивов, попевок) и кончая музыкальными фразами, периодами и т.д.  Ученик  должен уметь быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической) и в такой связи их воспринимать. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память.  Введение в действие этих способностей в процессе восприятия нотного текста является мощным фактором образования слуховых представлений, то есть первейшего условия превращения нотных знаков в музыку.

         Собираясь исполнить незнакомое произведение в темпе и без остановок, задавшись целью передать при первом же исполнении характер, настроение музыки, опытный аккордеонист поступает так: он охватывает взглядом небольшой отрывок нотного текста, быстро, но на короткое время запоминает его и начинает играть. Играет, как правило, не глядя на клавиатуру, так как глаза его в это время заняты уже следующим отрывком. Быстро запомнив новый отрывок музыки и  передав для реализации в звуках полученную информацию рукам, доигрывающим первый, он переносит взгляд на третий отрывок текста и т. д.

      Следовательно, для беглого чтения с листа незнакомых произведений аккордеонист, помимо владения всеми навыками, необходимыми для хорошего исполнения подготовленных заранее программ, должен настолько ощущать клавиатуру, чтобы чисто и уверенно играть не глядя на клавиши, уметь очень быстро, почти автоматически, находить удобную аппликатуру для исполнения текста любой фактуры.

Обучение уже играющего ребёнка мы начинаем со следующих подготовительных заданий:

- сыграть ранее выученную пьесу  не глядя на клавиши;

 - над трудными для такого исполнения местами (скачки, переносы, нон легато и т. д.) работать, добиваясь точности и уверенности;

Не играя и не глядя на клавиатуру, найти удобную аппликатуру для небольшого отрывка этюда или пьесы, а затем проверить её на инструменте;

- просмотреть и запомнить небольшой отрывок произведения, потом не глядя на ноты, сыграть его.

          Задания, готовящие к чтению с листа, даются на каждом уроке с первых месяцев обучения ребёнка. Материалом служит весь проходимый в классе материал. Выполнение каждого задания требует всего несколько минут. Эти минуты,  потраченные систематически на каждом уроке, очень скоро начинают «окупать» себя.  Они сказываются на всей  работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте  овладения новыми произведениями: они  помогают ученику научиться  самостоятельно работать. Эти несколько минут (и чем дальше, тем больше) экономят время на уроке, не говоря уже о домашней работе ребёнка.

             Работу над развитием  навыка читки с листа мы проводим  в такой последовательности:

      - объяснение разницы между разбором произведения и чтением с листа:

( предлагаем ученику внимательно просмотреть, а затем с листа сыграть вместе с педагогом несколько пьес);

- сыграть с листа сольную пьесу (конечно, более лёгкую, чем те, которые ученик проходит в классе по программе);

- с листа сыграть и спеть  со словами мелодию лёгкой детской песенки с текстом, подписанным под ней, то есть прочесть и исполнить простейший клавир вокального произведения;

- аккомпанировать с листа педагогу  поющему или играющему мелодию этой же песенки.

Дальнейшая работа с методической точки зрения трудности не представляет. Для чтения с листа систематически предлагаются произведения всё более сложной фактуры, с возрастающим количеством ключевых знаков. Постепенно добиваемся всё более быстрого темпа. Но требования к исполнению долго ещё остаются теми же: играть ровно, в таком темпе, который позволит ученику сразу же точно выполнить все указания текста (ноты, ритмический рисунок, штрихи, оттенки).

Только значительно позднее, когда такое чтение с листа будет освоено, когда требование точности станет привычным и естественным, мы предлагаем ученику намеренно упростить текст в трудных местах, заменить сложную фигурацию аккордом, октаву  одним звуком  для того, чтобы маленький исполнитель смог сыграть пьесу в нужном темпе, ярко передать её характер и настроение.

Удовлетворительному чтению с листа может научиться каждый ученик: это - дело наживное. « Нажить»  возможно большой капитал в данной области – одна из задач, стоящих перед всяким обучающимся исполнительству: ибо, помимо сопряжённых с этим других преимуществ, чем искуснее читает исполнитель с листа, тем легче и скорее формируется у него ясное представление о произведении, а, стало быть, и замысел, план интерпретации. Важно для исполнителей усердно тренироваться в чтении с листа, вырабатывать и совершенствовать в себе названное уменье.

Дополнительный хорошо систематизированный материал для тренировки в чтении с листа,  полезные методические советы можно найти во многих широко известных трудах.

                       

                       Список литературы

1. Г.Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна»

2. Р.Бажилин «Школа игры на аккордеоне»  Москва 2011г.

3. Л.Панайотов «Самоучитель игры на аккордеоне» Москва «Музыка»1978г

4. «Хрестоматия игры на баяне» подготовительный  класс.  «Музична украина»1973г.

5. Г.Бойцова «Юный аккордеонист»  1-2 части. Москва «Музыка», 1994г.