Цели и функции педагогического общения
Автор: Левашова Татьяна Игоревна
ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата [3].
Педагогическое общение можно рассматривать как установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающий эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей [3].
Рассматривая педагогическое общение, Я.А.Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П.Блонский, А.В.Луначарский, С.Г.Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения [1]. А.С.Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику[4]. В.А.Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом, как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя [5].
Белорусский классик Я.Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей.
В 80-90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов – экспериментаторов (В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А.Амонашвили, А.А.Леонтьева, И.И.Рыдановой и др.) [1].
Процессы демократизации, гуманизации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, её саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения [1].
Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса.
По целям общение можно разделить на биологическое и социальное.
Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.
Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида [2].
Цели профессионально-педагогического общения, прежде всего, обусловлены целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами. Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами по работе, учениками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности.
Процесс принятия и присвоения ценностей, включает ряд условных этапов:
· познание ценности (например, на уроке - знакомство с пьесой);
· перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык (раскрытие образа в музыке, то, что ребенок видит в пьесе);
· активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается (исполнение пьесы на инструменте);
· включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей (пьеса становится любимой);
· изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности [1].
Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школ.
Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности .
Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед учащимися как один из основных источников учебной информации в области музыки. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся [2].
Воспитательная функция профессионально-педагогического общения занимает или, по крайней мере, должна занимать центральное место. Ведь один из главных смыслов взаимодействия с педагогом заключается в том, чтобы способствовать приобщению растущего человека к сложившейся в обществе системе культурных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими людьми.
Функция познания людьми друг друга также является одной из важнейших в общении. Педагогу важно знать особенности физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого из своих учеников, особенности его отношений к учению, труду, людям, самому себе. Учащимся также далеко не безразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и как человек? Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и ученики познают друг друга.
В педагогическом общении реализуется функция организации и обслуживания учебной деятельности. Через общение учитель получает информацию и об эффективности организации познавательной и практической деятельности учеников: как они поняли учебный материал? Насколько хорошо умеют использовать новые знания для решения исполнительских задач? Таким образом, выполняя как бы вспомогательную роль, общение существенно влияет на качество педагогической деятельности [1].
Благодаря общению осуществляется эмоциональная заражаемость учащихся, поднимается их настроение, возникает задор. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним учителем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом. Именно этим объясняется такой встречающийся в школьной практике парадокс, когда учитель, обладающий огромными теоретическими познаниями, или талантливый исполнитель, бывает неинтересен своим ученикам, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой ученического коллектива и пользуется уважением учащихся.
Реализация потребности в контакте с другим человеком - не менее важная функция общения. Люди ищут в общении возможности снять у себя психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, поделиться с другим человеком своими радостями или заботами [2].
В педагогическом общении реализуется функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Учитель, как правило, обладает большим жизненным опытом, значительным объемом знаний и умений, более стабильным социальным положением, нежели его ученики. Такое преимущество дает определенные права на проявление своей компетентности, как в конкретных областях знаний, так и в жизненных вопросах и одновременно накладывает серьезные обязательства по качественному исполнению подобной роли педагога. Поэтому чем прочнее будут налажены межличностные контакты учителей и учащихся, тем больше возникнет возможностей для приобщения представителей подрастающего поколения к ценностям старших поколений. Это еще раз свидетельствует о том, насколько важно для педагога стать значимой личностью для своих учащихся [6].
В ряде работ по педагогической технологии выделяется несколько важных функций именно профессионально-педагогического общения.
Исходной является функция открытия ребенка на общение. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя. Эта функция играет важнейшую роль на начальном этапе взаимодействия учителя с учеником. Ее реализация связана с умением педагога "подать себя" детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить их в своих мирных намерениях и благородных помыслах. От этого во многом зависит характер последующего общения.
Функция соучастия призвана поддерживать ученика в его выходе на общение. Ее реализация требует от педагога принять на себя часть трудностей ученика, оказать ему необходимую помощь и поддержку, стимулировать его успешные действия (например, чаще хвалить). Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться его слышать, вовремя предложить необходимую помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир своего ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое "Я".
Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом школьник должен хотеть быть добрее, смелее, внимательнее к окружающим людям, лучше владеть инструментом, проявлять больше творчества, обладать многими другими положительными качествами и умениями [2].
Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
4. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984. – Т.4.
5. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение,1982. – 206 с.
6. Тихолаз Т.М. Личность учителя как субъект педагогического общения: Дис. канд. психол. наук. - М., 1995. - 170 с.