+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Разработка урока "Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Автор: Захарова Любовь Георгиевна

Тема: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Основные понятия: уравнение Менделеева-Клапейрона, газовый закон, изопроцессы

Результаты обучения: знать и объяснять вывод формулы Менделеева-Клапейрона, вывод формул изотермического, изобарного и изохорного процессов

Цель урока:

организовать деятельность обучающихся по изучению уравнения Менделеева-Клапейрона, показать математическую зависимость между макроскопическими параметрами P, V и T, изучение  частных случаев  перехода газа из одного состояния в другое (изопроцессы),  когда неизменной величиной является один из макроскопических параметров.

Задачи урока:

помочь студентам осознать практическую значимость учебного материала;

развивать самостоятельность; создавать условия для развития у студентов умения работать во времени, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.

Личностные результаты

•формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Метапредметные результаты

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

•организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

•уравнение, связывающее три макропараметра: P, V, T, - описывающих состояние данной массы идеального газа, называемое уравнением состояния идеального газа. Уравнение состояния: уравнение Клапейрона-Менделеева PV = mRT/M (для произвольной массы газа), уравнение Клапейрона PV/T = const (для постоянной массы газа), изопроцессы

•Величина R в первом уравнении называется универсальной газовой постоянной R = kNA = 8,31 Дж/ моль* K. Физический смысл R - объем одного моля любого газа при нормальных условиях.

 

Обучающиеся должны уметь:

•выводить уравнение состояния идеального газа;

•распознавать уравнения состояния идеального газа; уравнения состояния произвольной массы газа; уравнения состояния идеального газа постоянной массы;

•распознавать записи соответствующие понятию газовый закон

Общие компетенции:

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых преподавателем;

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных  задач.

Литература:

1.Генденштейн. Учебник «Физика – 10»  класс

2. Кабардин О.Ф. Справочные материалы по физике

 

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

 

Приветствие обучающихся.

   Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций говорил:

«Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный,

Путь подражания – это путь самый легкий,

И путь опыта – это путь самый горький».

           Сегодня на занятии нам предстоит пройти эти три пути. У каждого из Вас на столе есть рабочий и оценочный лист. Прошу Вас заполнять данные листы по мере продвижения по этапам.

Итак, нас ждет первый путь – путь размышления.                                                       

Слушают. Сообщают об отсутствующих

Целеполагание и мотивация. 

Проблемная ситуация. Важную роль в нормальной жизнедеятельности многих людей играет атмосферное давление.  Какие способы измерения или вычисления атмосферного давления, например, в нашем кабинете вы можете предложить? Если у нас есть 3 прибора: термометр, линейка, барометр.

А если нет барометра, если у нас под рукой только линейка и термометр.

Предложите способ определения   атмосферного давления в нашем кабинете с помощью линейки и термометра (Время на обдумывание – 3 мин)

(В ходе беседы подвести студентов к необходимости установить зависимость между давлением, объемом и температурой)

Для  вычисления атмосферного давления в нашем кабинете  мы пришли к необходимости установить зависимость между давлением, объемом и температурой.

Какова основная учебная (познавательная)  задача урока?

Уравнение, определяющее связь температуры, объема и давления тел, называется уравнением состояния.  В  некоторых случаях вместо объема в уравнение состояния входит плотность.

Для идеального газа уравнение состояния было установлено французским физиком Клапейроном, а для произвольной массы газа уравнение Клапейрона было обобщено Менделеевым; уравнение состояния называют еще уравнением Менделеева-Клапейрона. Любая реальная система – газ, жидкость, твердое тело -  характеризуется своим уравнением состояния. Но только эти уравнения намного сложнее, чем уравнение Менделеева-Клапейрона для идеального (достаточно разреженного) газа.

Итак,  какова тема  нашего занятия? 

Какова основная познавательная задача?

 

 

Для того, чтобы вывести уравнение Менделеева-Клапейрона, мы должны вспомнить некоторые понятия и формулы. Для этого выполните следующий мини-тест. (Задание 1) Время выполнения -  5 минут

I.                   Самый простой способ -  использовать барометр, прибор для измерения атмосферного давления.

II.                 

III.              

 

 

 

IV.             Термометром можно измерить температуру, линейкой измерить размеры комнаты и вычислить объем. А как установить зависимость между давлением, объемом и температурой?

 

 

 

Вывести  физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T. 

 

 

 

 

Уравнение состояния идеального газа.

Вывести  физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами — p, V, T идеального газа.

Актуализация знаний.

1.В молекулярной физике используется понятие «идеальный газ». Это понятие применимо, когда можно пренебречь:

 А. Потенциальной энергией взаимодействия частиц.

Б. Кинетической энергией частиц.

В. Массой частиц.

Г. Потенциальной энергией взаимодействия частиц и их размерами

2. Какая из приведенных ниже формул позволяет вычислить число частиц в теле?

А. ρ=m/v.   Б.                      В.  ν=m/M