+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Разработка выступления на родительском собрании в старшей группе детского сада "Возрастные особенности детей 5 – 5.5 лет: что нужно знать о ребенке"

Автор: Новоторцева Екатерина Аркадьевна

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области  «Клинский центр социальной помощи семьи и детям «Семья» _________________________________________________________________                                                                       

 

Разработка выступления на родительском собрании

в старшей группе детского садана тему

«Возрастные особенности детей 5 – 5.5лет: что нужно знать о ребенке».

 

 

 

Материал подготовила психолог

Е.А.Новоторцева

 

2018 год

        Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок, и мы удивляемся, почему им недовольны педагоги, почему с ним никто не дружит. И делаем спасительный вывод: это педагоги несправедливы, а другие дети глупые и невоспитанные. И совершаем ошибку! Чтобы избежать этого, а также  построить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда будет можно сравнивать возможности и достижения ребенка с требованиями возраста, учитывать особенности и затруднении каждого возрастного периода, его сензитивность (т.е. наиболее благоприятные периоды) для развития  каких-либо сторон,  качеств и свойств личности.

         Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время  ребенок познает мир, взаимоотношения  людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная  активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, так как принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание  что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним.

Для оценки развития знаний пятилетнего ребенка есть много критериев. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических фигурах и отношениях величин. Ребенок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующем.

Внимание становится  все более устойчивым, сохраняется  до 15-20 минут. Приобретается  способность к распределению и переключению. Ребенок становится способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя  от одного вида деятельности у другому, удерживая  при этом цель. Следовательно, у ребенка возникает такое важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в этом возрасте составляет в среднем 5-6 объектов.

Память. К 5-5.5 годам начинается  формирование  произвольно памяти. Т.е.ребенок способен самостоятельно, при помощи образно-зрительной памяти  (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, также и на слух.

           В 5 лет начинается  развиваться логическое и образное мышление, важной становится способность к обобщению, рассуждению, анализу. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объясняются явления  окружающей  среды, даются  знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и пр.

             Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется  в игре. Рекомендуемые игры с ребенком 5-5.5 лет – настольные игры на несколько игроков (лабиринты, квесты, «ходилки»), конструкторы, любые формы ролевых игр (куклы и машины, дома и пр.), игры на развитие мелкой  моторики, аппликации, раскраски, игры в слова (например, называние профессий), подвижные игры. Компьютерные игры допускаются не более 10-15 минут в день.

             5 лет – важный период в развитии детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется многочисленных вопросах: почему? зачем? для чего? Они стремятся  получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш осваивает окружающий  его мир предметов, вещей и человеческих отношений. В 5 лет ребенок невероятно восприимчив к обучению, схватывает все буквально на лету. Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуаций. Возможно также придумывание своего конца историй, сочинительство сказок.

             Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он уже позволяет ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. Речь становится связной.

            У пятилеток достаточно хороша развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, волнистые), делать несложные аппликации, складывать пазлы, собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет. В наше время дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, но часто сами не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что даже таким достаточно простым вещам все равно надо учить.

           Пятилетний  ребенок должен сам самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах, и помощь эту желательно принимать, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама все делает сама. Полезно брать малыша с собой  в магазин, объясняя при этом, как делаются  покупки и откуда берутся  деньги.

           Детские психологи уверены, что именно в 5 лет  происходит формирование характера, ребенок усваивает правила поведения  в социуме. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать, понимать разницу между хорошим и плохим поступком.

Психологические потребности ребенка этого возраста – потребность в общении со сверстниками, потребность в движении, самостоятельности, творческой  активности. Основные мотивы пятилеток – это  взаимоотношения с людьми и потребность в дружбе. Ведущая  деятельность – сюжетно-ролевая игра. Новообразования – предвосхищение результата деятельности, активная  планирующая функция, деловая форма общения со сверстниками.

В эмоциональном плане этот период психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (1 и 3 лет), другие только предстоят (7 лет). В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, чаще всего делает так, как говорят взрослые. Почти всегда он пребывает в хорошем настроении, его все радует. В общении появляются предпочтения, может проявляться агрессия к тем, кто не нравится.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для занятий в какой-либо спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте, - это равновесие, координацию и  скорость.

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни, поэтому к любые изменения  рекомендуется вводить постепенно и по возможности психологически готовить к ним ребенка.

Цели и задачи взрослых на этом возрастном этапе:

 - формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах деятельности;

 - поддерживать и создавать условия для  творческого потенциала ребенка;

 - способствовать развитию эмпатийных проявлений в поведении;

 - побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности;

 - организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

 - обучать детей планировать предстоящую деятельность посредством использования  воображения.

Если ребенок без труда справляется  с поставленными задачами, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний и умений требуют дополнительного внимания. Если развитие ребенка по некоторым параметрам не соответствует возрасту, необходимо выяснить степень этого отставания, выявить, насколько серьезны нарушения. В этом возрасте проблемы могут проявиться в речевом развитии, способности запоминать, концентрации внимания, отсутствии самостоятельности, общем физическом развитии.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

·         Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

·         Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

·         Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

·         Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

·         Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

·         Различать основные цвета (Какого цвета шарик?Показывайте красный, синий, желтый, зеленый). 

Внимание

·         Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

·         Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

·         Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

·         Повторять узор или движение.

Математика

·         Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).

·         Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

·         Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду?Зачем мама готовит ужин?).

·         Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).

·         Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

·         Складывать пазлы без помощи взрослых.

·         Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

·         Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

·         Запоминать 7-8 картинок.

·         Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).

·         Запоминать не длинные предложения (например:«Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

·         Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

·         Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

·         Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

·         Лепить из пластилина мелкие фигурки.

·         Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

·         Составлять сложные предложения разных видов.

·         Объяснять значение некоторых пословиц (Например:«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

·         Составлять рассказы по картинкам.

·         Выразительно рассказывать стихи.

·         Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература для родителей:

1.     Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

2.     Юлия Гиппенрейтер «Счастливый ребенок: новые вопросы и ответы»

3.     Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему»

4.     Ирина Млодик«Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»

5.     Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно»

6.     Ольга Владимировна Хухлаева«В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 

7.      Адель Фабер, Элейн Мазлиш"Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

8.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш"Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали»

9.      Ирма Штайн «Шесть главных правил общения с ребенком»

Скачать публикацию